Нурди Нухажиев: «В Чеченской Республике осознают, что решение общественно-политических, социально-экономических задач зависит от соблюдения прав граждан»

11/07/2007 - 15:58

В рамках совместной программы сотрудничества между Россией и Советом Европы в Москве состоялся «круглый стол» на тему «Применение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и решений Европейского суда по правам человека в Чеченской Республике», на котором приняли участие представители исполнительных, законодательных и судебных органов власти Российской Федерации и Чеченской Республики, комиссар по правам человека Совета Европы Т. Хаммарберг и другие.

Делегацию из Чеченской Республики возглавлял Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев, который расскажет нашим читателям о результатах встречи.

- Нурди Садиевич, когда возникла идея проведения «круглого стола» на таком уровне, и какие вопросы были обсуждены на нем?

- Совет Европы и комиссар по правам человека СЕ Альваро Хиль Роблес еще в 2005 году подтвердил свою готовность оказать содействие в учреждении лаборатории по идентификации эксгумированных тел. В Чеченскую Республику была направлена группа европейских экспертов для изучения вопроса на месте. На власти Чеченской Республики возложена задача подготовки здания с соответствующими требованиями. Свою задачу власти Чеченской Республики выполнили. Однако вопрос предоставления помощи в оснащении лаборатории со стороны Совета Европы затерялся в бюрократических коридорах. Мы в праве ожидать, что вопрос будет рассмотрен. Ведь в конце концов речь идет о наших российских гражданах – будь то военный или гражданское лицо. Кроме того, не дожидаясь создания лаборатории, к этой работе можно было бы подключить Российский центр судебно-медицинского федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию – 16-й государственный центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы СКВО.

Президент ЧР Р.Кадыров готов оказать содействие в создании и оснащении лаборатории. Уже выделено 47 млн. рублей из республиканского бюджета для закупки оборудования и подготовки специалистов для начала работ по идентификации эксгумированных тел.

Сегодня в республике функционируют государственные органы власти, правоохранительные структуры, созданы все условия для развития гражданских организаций и уровень обеспечения прав идет по нарастающей. Но остались нерешенные проблемы, так сказать, груз прошлого. Одна из них – проблема установления местонахождения похищенных и пропавших без вести граждан.

В период с 2000-2007 гг., только по нашим данным, эта цифра составляет более 2800 человек и если добавить к этой цифре 1500 граждан, попавших в эту категорию 1994-1996гг., то общая цифра составит более 4400 человек. Эти люди исчезли бесследно не в ходе активных боевых действий, а задержаны в ходе так называемых «зачисток», спецопераций и на КПП. Я хочу, чтобы читатели точнее представляли себе, что значит цифра 4400 для Чеченской Республики. Представьте себе, что в ходе спецопераций в Российской Федерации бесследно исчезает около миллиона человек или в Европе – около 5-6 миллионов.

Сегодня республиканские власти, работая в буквальном смысле слова 24 часа в сутки, восстанавливают социально-экономическую сферу. Но разрешение проблемы установления местонахождения похищенных и пропавших без вести граждан не в силах и компетенции республиканских властей. Эта проблема ставит власти нашей республики в трудное положение.

В Чеченской Республике имеются массовые захоронения как гражданских лиц, так и военнослужащих. Так, к примеру, у меня на руках имеется письмо военного комиссара одного из районов, где он сообщает главе администрации района об обнаруженном братском захоронении военнослужащих, погибших в период боевых действий 1996-2000 годов.

Фрагменты трупов упакованы в 124 мешка МЧС. Представлена схема места захоронения останков. По данным МЧС ЧР, захороненных неопознанных трупов только за 2000 и 2001 годы – 1138, это без учета данных за 2002-й, 2003-й и 2004-й годы. Мы предполагаем, что в массовых захоронениях на территории нашей республики погребены останки более 3-х тысяч человек. Среди этих тысяч, бесспорно, есть те, кто сегодня числится в списках похищенных и пропавших без вести. Опять-таки отсутствие лаборатории нам до сих пор не давало возможности начать вскрытие массовых захоронений.

- Скажите, а есть примеры похищений граждан с установочными данными. И есть ли результаты по уголовным делам, возбужденным по фактам бесследного исчезновения людей? Если нет, то чем Вы это объясните?

- Я сам придерживаюсь этих вопросов. Либо это нежелание прокуратуры, либо это какие-то невидимые силы не дают расследовать такого рода дела. Есть огромное количество примеров, когда есть установочные данные. Кроме того, все специальные операции и зачистки проводились и кем-то планировались. В республике функционировало огромное количество блокпостов и, наверное, должно быть известно, кто нес службу на этих КПП. Как можно объяснить, когда человек задерживается на КПП, а потом бесследно исчезает? В это же время прокуратура не может установить причастных к преступлению. Такое не поддается объяснению с точки зрения элементарной логики.

Приведу пример, когда проведена классическая карательная операция, когда без суда и следствия расстреляны граждане, но расследование уголовного дела приостановлено из-за невозможности установления причастных к преступлению. Это известные всем события в п. Алды Чеченской Республики 5 февраля 2000 года. Известны подразделения (Санкт-Петербургский и Рязанский ОМОН), известны фамилии участвовавших в расстреле мирных людей, а расследование преступления так и не сдвинулось. На фоне этой проблемы практически забытыми оказались массы случаев насилия над гражданским населением, которые сопровождались разбоями и грабежами, мародерством, насилием над детьми. Граждане Чеченской Республики имеют все основания предъявлять претензии к органам прокуратуры. Наше предложение о создании специальной межведомственной комиссии на федеральном уровне сформировалось в результате глубокого анализа состояния проблемы установления местонахождения похищенных и пропавших без вести граждан Чеченской Республики.

Основной частью участников «круглого стола» было поддержано наше предложение итоговой резолюции по вопросам применения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и решений Европейского суда по правам человека в ЧР, которое состоит из 8 пунктов, и с которыми мы обратимся к Президенту РФ В.В. Путину.

- Нурди Садиевич, какие еще проблемные вопросы были подняты на «круглом столе»?

- Мои жесткие оценки, наверное, не всегда укладываются в общепринятые академические схемы нашей сферы деятельности. Но при всем этом я руководствовался стремлением к справедливости, желанием вернуть гражданам веру в права. Там, где эта уверенность у граждан начинает угасать, начинается разрушение государства в умах людей. В Чеченской Республике есть ряд проблем, о которых я скажу, если их не разрешить, они могут превратиться в исторические обиды. Отстаивая права человека, мы защищаем будущее России. Кто препятствует этому, тот как раз и разрушает его.

Кроме названных мною тем, в резолюции мы обращаемся: к Президенту РФ, как гаранту Конституции РФ, с просьбой оказать финансовую помощь Правительству ЧР в учреждении на территории ЧР лаборатории по идентификации эксгумированных тел и обучению необходимых специалистов судебно-медицинской экспертизы;
к министру внутренних дел РФ с просьбой отменить приказ МВД РФ № 709 от 13 ноября 2004 года, на основании которого при ОРБ-2 ГУ МВД РФ по ЮФО действует изолятор временного содержания задержанных и заключенных под стражу в нарушение федеральных законов.

Также в резолюции просим обратить внимание Правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ, что в ходе реализации постановления Правительства РФ за № 404 от 3 июля 2003 года «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории», допускаются массовые нарушения прав граждан, причинами которых являются несоответствия п. 2, 3 и 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ за № 404 от 03.07.2003 г. Конституции РФ, Конституции ЧР, гражданскому законодательству РФ. Также мы обращаемся к Генеральной прокуратуре РФ с просьбой внести изменения в Постановление Правительства РФ «О мерах по предотвращению проникновения на территорию РФ членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственные границы в пределах Северокавказского района», предусматривающего временное прекращение таможенного оформления прибывающих из-за границы товаров и грузов в ЧР, а также в адрес физических и юридических лиц, зарегистрированных в Чеченской Республике. На сегодняшний день данное постановление препятствует поступлению грузов, необходимых для восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Лица чеченской национальности, возвращающиеся из государств СНГ на постоянное место жительства, на свою историческую родину, не могут получить домашние вещи, что является нарушением Конституции РФ и принципов международного права на свободное передвижение и выбор места жительства граждан.

- Нурди Садиевич, на ваш взгляд, в Чеченской Республике осознают, что решение общественно-политических, социально-экономических задач напрямую зависит от активности гражданского общества, от соблюдения и обеспечения их прав?

- Сегодня в Чеченской Республике при осознанной поддержке республиканских властей идет восстановление мусульманских мечетей, христианских храмов. В то же время идет формирование творческих и профессиональных союзов. В целом чеченское общество консолидировалось на общей платформе, основным фундаментом которого является осознание того, что решение всех проблем чеченского общества лежит исключительно в русле мирного созидания, в строительстве основ гражданского общества, в котором толерантность будет являться основным принципом его существования. Республиканские власти проявляют открытость в обсуждении проблем, которые еще существуют в республике.

В республике завершилось формирование Общественной палаты, функционирует институт Уполномоченного по правам человека в ЧР, который уже занял свое место в общественной жизни.
Исполнение положений статей 9 (свобода совести и религии), 10 (свобода выражения мнения), 11 (свобода собраний и объединений) Европейской Конвенции о правах человека является важнейшим показателем, определяющим уровень обеспечения прав человека.

Я уверен, что становление гражданских начал, гражданская активность по оценкам экспертов намного выше в Чеченской Республике, чем в среднем по Российской Федерации. Этому есть свои объяснения и в том числе тот факт, что человек и человеческое достоинство всегда были в чеченском обществе главными ценностями. Поэтому сегодня, когда мы осмысливаем философию прав человека, строим гражданское общество, нам важно опираться на свои глубокие гуманистические традиции.

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР

Автор: Сергей САХАРКОВ