Как осудить свою родню? В ЮФО серьезные судебные процессы «разваливаются» из-за родства
Почти 40 % опрошенных россиян считают возможным подкуп чиновников или иных должностных лиц, в Ингушетии эта цифра достигает 56 %, а в некоторых республиках Северного Кавказа – 73,6 %! Иными словами, три четверти жителей готовы совершать правонарушения и преступления, находить обходные пути для решения любых проблем едва ли не ежедневно. Поэтому-то в ЮФО за 2006 год было зарегистрировано 1383 преступления, связанных со взяточничеством (на 10,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года), а за четыре месяца текущего года в округе уже зарегистрировано 718 аналогичных преступлений (на 9 % больше, чем годом ранее). Такие данные озвучила на пресс-конференции в ИА «Интерфакс-Юг» и.о. начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе Ирина Тараева.
Помимо общеизвестных сложностей борьбы с коррупцией (латентность или скрытость данного вида преступлений; «отсутствие» потерпевших, так как преступниками являются и взяточник, и взяткодатель; заинтересованность обеих сторон в «решении вопроса», за которое, собственно, дается взятка; вынесение самими судами различных по тяжести приговоров по идентичным делам и т.д.), Ирина Валерьевна выделила еще одно существенное препятствие на пути осуществления правосудия в округе – едва ли не повальное родство. Да, свидетели «теряются» или меняют показания в ходе судебных процессов и в других регионах. Там также сложно эффективно защитить присяжных заседателей от подкупа или запугивания, а огласить показания отсутствующего без уважительных причин свидетеля не позволяет закон.
Но нигде больше в России так, как на Северном Кавказе, не развиты родственные связи. По данным Института гуманитарных исследований правительства КБР 80 % жителей республики находятся в родственных отношениях (без учета кумовских, дальних родственных и дружеских отношений). Говорить о суде присяжных в таких условиях очень тяжело, так как практически невозможно сформировать «скамейку присяжных», которые могли бы рассматривать дело отстраненно, без малейшей заинтересованности в исходе процесса. Тем не менее, коррупционные, террористические, экстремистские дела в Дагестане, Ингушетии, КБР рассматриваются по желанию обвиняемых исключительно судом присяжных. При этом не только присяжные, но и состав суда, обвинители, адвокаты – все являются местными и зачастую находятся в родственных, кумовских или дружеских отношениях. И ничего удивительного, что масса оправдательных приговоров по столь тяжким уголовным делам выносится именно в данных республиках.
Весною этого года прокуратура ЮФО, кажется, нашла выход: создать межрегиональный суд округа. Дело дорогостоящее и трудоемкое, но при такой «постановке вопроса» реально на любой резонансный судебный процесс по делам коррупционной, экстремистской, террористической «окраски» в любой субъект ЮФО прислать прокурора, присяжных, состав суда, адвокатов из других регионов, чтобы они не были «повязаны» родством с подсудимыми и беспристрастно осуществляли правосудие. С подобной инициативой заместитель Генпрокурора РФ Иван Сыдорук вышел в марте к своему руководству. Она пока рассматривается и обсуждается. А оправдательные приговоры по громким делам даже при наличии обвиняемых и улик продолжают выноситься…