АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ГЛАЗАМИ БИЗНЕСА
Задавшись вопросом, насколько административные барьеры мешают развитию малого бизнеса, министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарии провело социологический опрос среди субъектов малого бизнеса г. Нальчика. Столица республики выбрана неслучайно – здесь сосредоточено наибольшее количество субъектов малого предпринимательства.
В число респондентов вошли 400 человек. Экспертами выступили руководители малых предприятий, предприниматели без образования юридического лица, руководители общественных объединений предпринимателей и объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Проведенный анализ результатов анкетирования показал, что только 12,6 % из числа опрошенных оценивают условия для развития малого бизнеса как хорошие, 14 % считают их нормальными, 51 % – удовлетворительными, а 21,6 % – неудовлетворительными.
Что касается налогов, то накал страстей, похоже, стих. Большинство предпринимателей приняли упрощенную систему налогообложения и оценивают ее позитивно, хотя при этом отмечают жесткий контроль за расходами со стороны налоговых органов.
Также большинство респондентов указали на отсутствие сведений, касающихся предоставления органами муниципальной власти льготных условий отдельным предприятиям, что способствует нечестной конкуренции. Однако 28,3 % заявили, что подобные факты им известны, а 18 % предпочли формулировку: «решений достаточно много».
По-прежнему злободневным вопросом остается периодичность и частота проверок. Особенно «любят» проверяющие предприятия розничной торговли и общественного питания. Более 70 % предприятий проверяют реже одного раза в месяц, 19 % – один-два, 4,3 % – три-пять, чаще – 5,2 %.
В качестве противодействия несанкционированным проверкам, а также механизма регулирования потока контрольных процедур федеральным законодательством введены журналы учета, однако только 30 % из числа опрошенных заявили, что они заполняются всегда, 41 % – редко и 29 % – никогда.
Как же решаются возникающие в ходе проверок проблемы? Отрадно, что большинство, а таковых 50,4 %, брались не за кошелек, как 7,8 %, а отстаивали свои права в судебном порядке. Предпочитают не обострять отношения и соглашаться даже с необоснованными претензиями контролирующих органов всего 0,9 %. Признает обоснованность результатов 41 % опрошенных.
При этом у 52,4 % вызывает недовольство длительность проверок, отвлекающих от ведения бизнеса, и 47,6 % признаются в недостаточности знаний нормативно-правовой документации, регламентирующей их проведение.
Что касается их объективности, – только 7 % уверены в отсутствии предвзятости и на один процент ниже количество тех, кто считает, что они «никогда не объективны». Уклончивые ответы получены от большинства респондентов (56,5 %): «не всегда, но часто», более категоричную оценку высказали 30,4 % опрошенных: «объективны редко».
Экспертам предложили по пятибалльной шкале оценить свои знания нормативно-правовой базы ведения бизнеса. Оценку «удовлетворительно» честно поставили себе 52,3 %, на «хорошо» знают предмет вопроса 27,4 %, а 20,4 % признались о низкой информированности.
Не в полной мере респонденты (46,7 %) владеют и информацией о механизмах господдержки малого бизнеса, применяемых в республике, вообще ничего не знают – 21 %, потому что ее не предоставляют (14,3 %). Хорошо известно о предпринимаемых мерах господдержки только 18 %.
В рейтинге ответов на вопрос, касающийся причин роста бизнеса, преимущества были отданы грамотной маркетинговой и финансовой стратегии (60 %), затем – достаточному количеству финансовых средств (24 %) и на последнем месте – поддержка государственных и муниципальных структур.
Суммарно почти 86 % опрошенных сошлись во мнении, что основными причинами, тормозящими развитие бизнеса, являются отсутствие доступа к финансовым ресурсам и нестабильность законодательства, и лишь 14,7 % признались в собственных ошибках и просчетах.
Предприниматели хотели бы простоты и прозрачности во взаимоотношениях с местными органами власти, налоговыми и правоохранительными органами, при аренде движимого и недвижимого имущества, со стороны пожарных и работы таможни. При получении всевозможных услуг, разрешений или лицензий 67 % участников опроса сталкивались с поборами и даже прямым вымогательством, а 33 % таких случаев удалось избежать. Сталкивались с «крышиванием» бизнеса силовыми структурами и органами власти 44 % из числа экспертов, но большинству (56 %) они не известны.
На вопрос: «Произошли ли реальные позитивные улучшения, оздоровление условий развития бизнеса» лаконичным «да» ответили 21,4 %. Другие, составившие 33,4 %, оценили улучшение климата развития бизнеса словами «частично» и «относительно». Не нашлось оптимистов среди 19 % экспертов, не ощутивших позитивных изменений, по мнению 3,4 %, ситуация даже ухудшилась.
Никто из респондентов не посчитал вредной идею консолидации предпринимателей в общественные союзы, однако ее «крайней необходимостью» посчитали более 31 % и 55,7 % – «желательной». Предпочитают быть «одиночками» 13,2 %.
При этом 52,4 % из числа экспертов заявляют, что в наиболее полной мере отстаивают их интересы и права общественные объединения, хотя членство в них имеют 39,4 %. В органах исполнительной власти видят защиту 19,4 %, судебных – 16,5 %, профсоюзам и политическим партиям доверяют 6,8 % и 5 % соответственно.
Подавляющее большинство опрошенных, 81,8 %, выразили готовность быть социальными партнерами власти, содействовать своей инициативой разрешению социально-экономических проблем региона. Более 41 % считают, что психология и ответственность бизнесменов созрела настолько, что можно вести речь о применении международной практики делегирования части полномочий по самоуправлению экономикой республики общественным организациям. Однако 12,7 % не видят желания властей идти на сближение, 5,5 % не согласились с данным утверждением.
На вопросы анкеты, в которых были заключены пожелания и возможные меры по улучшению развития бизнеса, социально-экономического положения региона, предприниматели ответили, что они хотели бы снижения налоговой нагрузки, налоговых льгот и беспроцентного кредита для начинающих, упрощения для отдельных видов процедуры лицензирования, доступных займов, финансовой поддержки стабильно развивающихся предприятий, снижения платы за аренду, коммунальные услуги, приватизации земли, развития туризма, аграрного сектора, создания тендерной компании, производств в инновационной сфере и др.
Бизнесу и власти есть еще над чем поработать.
Залина ОШНОКОВА, г. Нальчик