Блог Василия Уткина. Настоящий Билялетдиньо
Финал Кубка.
Финал Кубка мне кажется очень важным событием. И вот почему. Мы увидели классный матч. По-настоящему классный, в котором команда-победитель показала не просто футбол, который привел ее к победе - побеждать можно по-всякому. «Локомотив» сыграл легко, он играл на лужниковской сковородке азартно и красиво, футболисты до последней, сто двадцатой минуты двигались энергично и быстро. Рывки Самедова и Сычева в контратаки в первом дополнительном тайме были, например, просто поразительными: откуда силы? Откуда столько желания?
Более классная команда не стремилась выиграть на классе. А если бы она это сделала, мы бы ее совершенно в этом не упрекнули, потому что в чемпионате и Кубке России мы уже привыкли к предельно прагматичной игре. Победа окупает все. Значима у нас бывает исключительно победа, а красивая игра чаще всего ведет к проблемам на пути ее достижения. Будешь мельчить - больше риска терять мяч, станешь мудрить - как бы боком не вышло... А тут была именно что веселая игра. Причем особенно удивило многих (я уж понял это из разговоров), что такую игру в решающем матче выбрал Бышовец - человек, которого у нас принято всегда было считать образцом футбола, скупого на восторги. Результат Результатыч.
Тут, впрочем, ошибка, которая давно уже разъяснилась. Правда, только в теории. Бышовец - вовсе не апологет игры от обороны, он просто прагматик. Он играет тем, что у него есть. Команды случались в основном на ресурсы бедные, да и работал он не подолгу (почему - это серия отдельных историй), вот и получалось суховато. Но уж в чем Анатолию Федоровичу не откажешь - человек он умнейший. И ставить «Локо» игру, которую он ставил, например, «Томи» или «Зениту» в пору его там работы (тогда событием было непродолжительное лидерство этой команды в таблице), он уж, конечно, не собирался. Да и не для того его туда звали.
Слова Сергея Липатова о том, что победа в Кубке на 99 процентов успех Бышовца, понятна. Это живая эмоция - ведь выбор тренера был выбором Сергея Липатова, и раз уж почти полгода дня не проходило, чтобы о грядущей отставке Бышовца не говорили всерьез и не вскользь все окружающие, этими разговорами атмосфера была буквально пропитана - значит, это триумф вот этой самой воли менеджерской, которая решила - и решение свое выдержала. А вообще, это, конечно, не так. В сложнейших условиях синтетической сковороды доля футболистов, которые тренерскую установку воплотили в жизнь, конечно же, не может быть недооценена.
Вместе с тем Кубок при всей его весомости - разумеется, не та точка, в которой амбиции команды могут считаться удовлетворенными. Поэтому другое сильное впечатление от «Локомотива» нынешнего года - это его динамика. Динамика роста. Я вспоминаю, например, рассказы моего друга Тимура Журавеля, который съездил с «Локомотивом» на сбор в Голландию, его впечатления от общения с игроками и тренерами. Ну, например, в отношении Самедова все казалось ясным: не жилец человек в команде. Отношение к нему тренеров было, скорее, ироническим.
Но вот прошло несколько месяцев. Я думаю, Самедов такими темпами скоро и в сборной сыграет. Просто человек-движение. Как это получилось? Неизвестно. Как-то вот получилось. И сам парень понял, куда скатывается, и жизнь шанс дала - и шансом воспользовался, а главное - что скепсис скепсисом, ирония иронией, но вот ведь занимались с человеком. И получилось хорошо.
То, что в ЦСКА делают бразильцы, в «Локомотиве» делает Билялетдинов – он сочиняет игру.
А Концедалов как прибавил? Сидя в кабине на верхотуре «Лужников», не всегда распознаешь с мячом игрока, особенно если за предыдущие матчи глаз к нему не очень привык. Я вот то и дело в первом тайме называл его Билялетдиновым. Но только первое время; для того, чтобы окончательно вписать себе в зрительную память файлик «Концедалов» с основными его приметами, этого хватило. Какая впечатляющая игра! Впечатлило особенно отличное понимание задачи, целеустремленность. А ведь дебютант матча такого вот уровня!
Еще одно впечатление финального матча - стал гораздо менее заметен Гуренко. Причина у этого одна: «Локомотив» стал меньше терять мяч, а теряя (это ведь происходит неизбежно) стал меньше пожарить, работает не отбор мяча опорным полузащитником - работает коллективный отбор. Точно так же меньше восторгов стала вызывать игра Родолфо. И причина та же: в защите теперь не требуется героизм, все происходит куда спокойнее, своим чередом.
Вот в такой футбол - с контролем мяча, с коллективным отбором, «Локомотив» играл уже и против ЦСКА. Но тогда это получалось только эпизодически, да и скорость командная была не та. Тогда нужно было быть оптимистом, чтобы разглядеть это в действиях команды. Сейчас это стало ее повседневностью. Ее методом. Ну, не стало; не будем торопиться. Становится.
Ну и, конечно же, лидеры. В сегодняшнем «Локомотиве» это, безусловно, Сычев и Билялетдинов. Лоськов, как и подобает ветерану, красиво и умно уходит на второй план - подыгрывая, добавляя штрихи... По-моему, у него это получается красиво. По-старшебратски.
А Билялетдинов, если продолжит в том же духе, станет лучшим игроком года. В матче против «Москвы» он фактически играл второго нападающего, пока не вышел О'Коннор, и, как и всегда, когда в такой роли оказывается полузащитник его креативности, работал не на острие и даже не в окрестностях, а в первую очередь пользовался почти неограниченной свободой. Мне кажется, раньше ему этого немного не хватало. Даже по ходу сезона в основном ему приходилось играть слева, что тоже возможно, но обедняет его игру. Впрочем, таковы были интересы команды. Но сейчас команда выросла, и можно чувствовать себя свободнее. То, что в ЦСКА делают бразильцы, в «Локомотиве» делает Билялетдинов - он сочиняет игру. И когда у него это получается, тогда он настоящий Билялетдиньо.
Я не знаю, как скоро такая вот игра станет для «Локо» маркой, а не просто одним образцом из одного, пусть и самого главного, матча. Но приятно, что команд, играющих в очень качественный, при этом свой, стилистически цельный футбол в России теперь две. Раньше была одна - ЦСКА.
Все это вселяет надежду, что наблюдение за российским футболом сделает еще один шаг от работы, на которую себя местами надо настраивать и время от времени заставлять делать, к удовольствию. Которого ждешь.