Рассмотрен и утвержден прогноз социально-экономического развития Ростовской
На заседании коллегии Администрации Ростовской области 7 мая 2007 года был
рассмотрен и утвержден прогноз социально-экономического развития Ростовской
области на 2008-2010 годы. Показатели прогноза разработаны на основе
сценарных условий развития экономики Российской Федерации, задач,
поставленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию и
тенденций, складывающихся в экономике. Разработка прогноза велась в двух
вариантах. Первый вариант предусматривал менее благоприятные внешние и
внутренние условия развития, учитывал возможность значительного колебания
конъюнктуры на международных сырьевых, энергетических и продовольственных
рынках. Второй вариант (целевой), который и был принят на Коллегии,
исключает возможность резкого изменения внешних условий и предусматривает
активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по
ускорению экономического роста. В разработанном прогнозе предполагается
сохранение тенденции расширения налогооблагаемой базы, как за счет
реализации новых инвестиционных проектов, так и за счет расширения
деятельности на территории области филиалов иногородних организаций. Для
расчета областного бюджета на 2008-2010гг. в министерство финансов области
направлены показатели по второму варианту прогноза.
По прогнозу в 2008-2010 годах предполагается сохранение устойчивых темпов
развития экономики области, причем эти темпы существенно выше, чем в России.
По объемам ВРП в настоящее время область находится на 15 месте среди других
субъектов России. Темп роста ВРП в 2010 году к уровню 2006 года составит
142,4 % при 127,2 % роста в среднем по России.
Небольшое отставание прогнозируется по численности населения и по темпам
роста инвестиций. При этом прогноз численности населения соответствует
показателям, принятым в целевой программе улучшения демографической ситуации
в Ростовской области на 2008-2010 годы. Высокие темпы роста инвестиций в
истекшем году обеспечены в основном за счет реализации проектов
предприятиями - монополистами (<Мострангаз>, концерн <Росэнергоатом>).
В текущем году темпы роста составят 105 %, поскольку имеет место эффект
высокой базы. Предполагается освоить 104,7 млрд. рублей инвестиций. В
2008-2010 годах прогнозируется увеличение объемов привлекаемых инвестиций не
менее 10 % ежегодно. В 2010 году объем инвестиций достигнет 174,2 млрд.руб.
Для усиления конкурентных преимуществ Ростовской области в этот период
потребуются очень серьезные вложения в развитие инфраструктуры региона.
Масштабная газификация, реконструкция и строительство объектов
водоснабжения, наращивание транспортного и энергетического потенциала
области - на эти цели намечается привлечь значительные государственные
средства.
Рост инвестиций на создание инженерно-транспортной инфраструктуры на
территории Ростовской области во многом обусловлен организацией
рекреационной, игорной и промышленных зон.
Таким образом, исполнение прогноза по освоению инвестиций во многом зависит
от эффективности работы областных министерств: министерства энергетики,
инженерной инфраструктуры и промышленности; министерства строительства и
жилищного хозяйства; министерства автомобильных дорог, транспорта и связи.
В среднесрочной перспективе поставлена задача - сократить разрыв в оплате
труда в области по сравнению с российскими показателями с 70 % в 2006 до 80
% в 2010 году. Для реализации намеченного необходимо продолжить работу по
легализации доходов, как на предприятиях, так и среди индивидуальных
предпринимателей. Принятие Федерального Закона 54-ФЗ, увеличивающего с
сентября т.г. минимальную оплату труда до 2300 руб. позволяет придать новый
импульс в работе межведомственной комиссии комиссиям в муниципальных образованиях по выводу из тени заработной платы.
Для справки - средняя заработная плата составляет 7803,2
Другое направление, на котором предстоит сосредоточить усилия - сокращение
убыточности на предприятиях всех видов экономической деятельности. Это один
из резервов пополнения доходной части бюджета области. Минимущества РО
каждому отраслевому министерству до 1 июля т.г. рекомендует разработать
мероприятия по сокращению убыточных предприятий. Примером организации такой
работы может служить Правительство Москвы, включившее решение проблемы
убыточных предприятий в число актуальных вопросов дальнейшего развития.
Убытки в Ростовской области в 2004 году составляли 8 млрд. руб., 10 млрд. в
2005 г., 19 млрд. в 2006 г. Таким образом, в минувшем году коэффициент
убыточности, который считается как отношение убытков к прибыли, в области
составил 60,5%. Убыточные организации, являясь потенциальными банкротами,
представляют угрозу экономическим интересам области. Сокращение убыточных
предприятий в различных отраслях донской экономики может служить одним из
резервов пополнения консолидированного бюджета:
* добыча полезных ископаемых - 2 млрд. руб.
* обрабатывающие производства - 2 млрд. руб.
* производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2,1 млрд.
руб.
* связь - 2 млрд.
* операции с недвижимостью - 8,6 млрд.
Приоритетные задачи на среднесрочную перспективу - сохранение устойчивого
развития экономики, улучшение инвестиционного климата, переход к
инновационному характеру развития экономики, развитие инфраструктурных
отраслей, механизмов частно-государственного партнерства, создание
венчурного фонда, стимулирование предпринимательской деятельности,
реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса.
Организация работы по всем этим направлениям позволит в 2010 году увеличить
валовой региональный продукт по сравнению с 2006 годом в 1,4 раза, по
сравнению с 2000 годом обеспечить удвоение ВРП уже в 2008 году.
Среднедушевые денежные доходы в области вырастут более чем в два раза: с 7,3
тыс. рублей в 2006 г. до 15,3 в 2010 году. Численность населения с доходами
ниже прожиточного минимума сократится в два раза: с 17,9 % в 2006 году до
9,9 % в 2010 году.
Реализация второго целевого варианта прогноза позволит Ростовской области
переместиться из группы регионов со средним уровнем развития в группу
регионов с уровнем развития выше среднего. Как подчеркнул вице-губернатор
И.А. Станиславов, принятый прогноз предполагает достаточно напряженную
работу всех структур власти и бизнеса, но является абсолютно реальным.
С уважением,
Татьяна Литвинова