Путину представлена программа развития морского транспорта
Глава рабочей группы Госсовета РФ, приморский губернатор Сергей Дарькин в среду представил на заседании президиума Госсовета и Морской коллегии доклад по развитию морского транспорта России. По мнению авторов доклада, разработка и принятие программы развития транспортной системы России на 2010-2015 гг., создание на базе особых портовых экономических зон региональных морских портов-хабов с современной инфраструктурой, а также модернизация ключевых портов, таких как Владивосток и Мурманск - таковы основные меры, которые необходимо принимать для развития системы морского транспорта страны.
"Эффективное решение проблем развития инфраструктуры морского транспорта может быть осуществлено через механизм разработки и реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 годы", - говорится в докладе рабочей группы, который представит приморский губернатор Сергей Дарькин. "Одним из перспективных направлений развития морских портов считаем создание на базе особых портовых экономических зон региональных морских портов-хабов, обладающих развитой инфраструктурой для распределения и качественного обслуживания транспортных потоков", - отмечается в нем.
Авторы доклада также предлагают "разработать и реализовать меры по созданию Дальневосточного кластера морского транспорта". "В число таких мер входит создание российской судоходной компании с участием государства, базы строительства и ремонта флота, укрупненного дальневосточного государственного морского образовательно-научного комплекса на базе морского государственного университета имени Невельского", - подчеркивается в докладе. "Рабочая группа также считает необходимым проработать вопрос о создании управляющей компании по развитию Мурманского транспортного узла", - говорится в нем.
Рабочая группа также предлагает предусмотреть бюджетное финансирование атомного ледокольного флота начиная с 2008 года, а так же разработать и утвердить план строительства в 2008-2022 гг ледоколов нового поколения. Авторы доклада также считают необходимым "дальнейший рост производственной мощности отечественных морских портов за счет строительства новых и реконструкции действующих перегрузочных комплексов для обеспечения быстро растущей потребности российской экономики и внешней торговли в перевалке экспортно- импортных и каботажных грузов, а также грузов международного транзита на направлениях Восток-Запад и Север-Юг".
В документе содержится анализ ключевых проблем отрасли. В их числе - дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов, ограничения по развитию портовой и припортовой инфраструктуры, к которым привело расположение портов в границах населенных городов, неудовлетворительная организация функционирования пунктов пропуска через госграницу. Кроме того, развитию этой сферы мешают недостаточное нормативно-правовое регулирование деятельности морских портов РФ, несовершенство тарифной политики и правовая неопределенность в вопросах резервирования и использования земельных участков для строительства и реконструкции портов, говорится в докладе.
Рабочая группа обращает внимание на то, что более 90% новых судов, построенных для российских судовладельцев за последние 10 лет, зарегистрированы под иностранными флагами. Россия по объему внешней торговли морем занимает 5-е место в Европе и входит в десятку ведущих стран мира, но при этом собственным морским флотом она обеспечивает лишь 4% объема внешнеторговых морских перевозок. Кроме того, развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно: причальные терминалы Санкт-Петербурга и Новороссийска перегружены, а порты Северного, Каспийского и Дальневосточного бассейнов имеют избыточные мощности.