Таможенники помогут в защите интеллектуальной собственности

25/04/2007 - 14:41

26 апреля отмечается Международный день интеллектуальной собственности, который был учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной организации интеллектуальной собственности в 2000 году.

Попытки защитить интеллектуальную собственность имели место еще в Древней Греции – философ Пифагор запретил ученикам разглашать тайны своего учения, а некоторые страны начали официально защищать интеллектуальную собственность своих граждан в 16 веке. В России государственная защита и вообще осознание ее необходимости началась лишь в конце 20 века.
Масштабность правонарушений в области интеллектуальной собственности замедляет интеграцию российской экономики в мировую среду, в том числе в рамках переговоров о вступлении России в ВТО. Однако необходимость защиты интеллектуальной собственности государством объясняется не только требованиями ВТО. Всемирная таможенная организация прямо увязывает необходимость борьбы с контрафактом с ослаблением финансовой базы международного терроризма. Конечно, утверждать, что производители контрафактной продукции финансируют террористов, нельзя. Однако можно с достаточной долей уверенности предположить, что теневые средства, вырученные за контрафакт и сопоставимые по размеру с прибылью наркоторговцев, чаще всего идут на поддержку антиконституционных явлений.
Таможенным органам отводится ключевая роль в пресечении перемещения контрафактной продукции через таможенную границу Российской Федерации. Не секрет, что значительное количество контрафакта поступает в страну из стран СНГ, Ирана и Китая, а в приграничных с Россией территориях действует значительное количество цехов и заводов, выпускающих псевдофирменную продукцию. В такой ситуации чрезвычайно важно взять под контроль и в перспективе перекрыть все возможные каналы проникновения контрафактной продукции на рынки страны, что во многом зависит от эффективности деятельности таможенных органов в данном направлении.

Согласно действующему российскому законодательству интеллектуальная собственность представляет собой исключительные права юридического или физического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг, т.е. патент на изобретение, промышленный образец, свидетельство на товарный знак, компьютерные программы, базы данных, фирменное наименование, художественные произведения, аудио и видеопродукция и т.д.

По мнению американских экспертов, Россия является мировым лидером по объему контрафактной продукции в сфере интеллектуальной собственности. В последнее время, в результате всеобъемлющей интеллектуализации современной мировой экономики, проблемы охраны интеллектуальной собственности, все чаще становятся политическим вопросом, связанным с экономической безопасностью, и требуют стратегических подходов к их решению. Глобальная система регулирования защиты интеллектуальной собственности уже сформировалась, и Россия должна адаптироваться к ней, если намерена развиваться как составная часть мирового хозяйства.

Необходимость защиты интеллектуальной собственности обусловлена еще и тем, что производство и сбыт контрафакта имеют негативные последствия для всех, кроме ее изготовителей и продавцов: и для государства, так как оборот таких товаров происходит обычно в теневой сфере экономики, а значит, в казну не поступают налоги, кроме того, граждане вовлекаются в криминальный бизнес; и для правообладателя, который несет убытки от снижения объема продаж своей продукции, при этом, заметно страдает его деловая репутация, теряются рынки сбыта; и для потребителя, которому под видом зарекомендовавшей себя качественной продукции сбывают низкосортные подделки, потребление которых может быть весьма небезопасным.

Таможенный кодекс определяет единый порядок обеспечения защиты интеллектуальной собственности таможенными органами. В настоящее время такой порядок выглядит следующим образом.
Владелец любого объекта интеллектуальной собственности (правообладатель) – товарного знака, который хочет защищать свои права на объекты интеллектуальной собственности, обращается в центральный таможенный орган (ФТС России) с заявлением о защите своих прав, и представляет необходимый перечень документов, предусмотренный в ТК РФ и иных таможенных нормативных документах. ФТС России рассматривает заявление и принимает решение об обеспечении защиты товарного знака. В случае принятия положительного решения, объект интеллектуальной собственности включается в таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности. На основании данных в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности ФТС России (ТРОИС) таможенные органы применяют механизм защиты прав на интеллектуальную собственность, изложенный в 38 Главе ТК РФ, именно на те объекты, которые поименованы в ТРОИС.

В настоящее время в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности внесено 850 товарных знаков, принадлежащих таким известным компаниям, как «Проктер энд Гэмбл», «Юнилевер Н.В.», «Сосьете Жас Хеннесси и Ко», «Крафт Фудс», «Нестле С.А.», «Жиллетт», «Бакарди - Мартини», российских компаний «Рот Фронт», «Руст Инк.» и т.д.

Один из основных подходов к решению проблемы эффективной защиты прав интеллектуальной собственности связан с сотрудничеством и тесным взаимодействием таможенных органов, представителей правообладателей, органов внутренних дел, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, органов судебной защиты, без которого невозможна результативная борьба с международным контрафактом. Именно это позволит всесторонне противодействовать проблеме подделок.

Южным таможенным управлением и представителями крупнейших владельцев товарных знаков постоянно проводятся семинары и совещания, в ходе которых таможенники и правообладатели обмениваются опытом работы, обсуждают проблемные вопросы, возникающие при осуществлении мер, направленных на противодействие ввозу контрафактной продукции, и пути укрепления дальнейшего взаимодействия, в частности обмен информацией. На одном из таких совещаний, состоявшемся в августе 2006 года, было принято совместное решение создать координационную рабочую группу по борьбе с «контрафактом» в рамках ЮТУ с участием руководства управления, представителей правоохранительного и экономического блоков и правообладателей.

Что касается основных показателей деятельности таможенной службы Российской Федерации по защите прав интеллектуальной собственности, то за 2004 год таможенными органами по линии борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности было возбуждено 154 дела об административных правонарушениях (доля ЮТУ – 16 дел), за 2005 – 350 дел (доля ЮТУ – 25 дел). Основными товарами, задержанными по делам о незаконном использовании товарных знаков (ст. 14.10 КоАП РФ), являлись алкогольная и пищевая продукция, спортивная одежда и обувь, парфюмерия, а по делам, связанным с нарушениями авторских и смежных прав (ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ) - видеокассеты, CD и DVD-диски с записью.

В 2006 году таможнями региона было возбуждено 119 дел по ст.14.10 и 7.12 КоАП РФ, что в практически в 4,5 раза превышает аналогичный период 2005 года. Положительная динамика прослеживается и в количестве выявленных таможенными органами контрафактных товаров. Судебная практика по данной теме не всегда положительна, однако наметившиеся тенденции весьма оптимистичны. Если в 2004 году в судах проиграны все дела по защите интеллектуальной собственности, в 2005 – около 50%, то в прошлом году – менее 7% от общего количества возбужденных дел.

Таким образом, несмотря на еще нерешенные проблемы (несовершенство законодательства, слабая активность некоторых правообладателей и др.) можно с уверенностью сказать, что таможенные органы региона защищают права интеллектуальной собственности все более эффективно.

В настоящее время вопросам борьбы с производством и распространением контрафактной продукции уделяется серьезное внимание не только со стороны производителей, общественных организации и объединений, но и со стороны государства. Государственное регулирование и контроль в сфере интеллектуальной собственности является одним из инструментов, обеспечивающих выполнение планов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе для решения задачи по удвоению ВВП, поставленной Президентом страны.

Автор: Сергей САХАРКОВ