Высший политический «пилотаж»

03/04/2007 - 14:39

Пятого апреля Рамзан Кадыров принесет президентскую присягу и де-факто торжественно вступит в должность президента Чеченской Республики. Этот выбор сделали политэлиты и народ Чечни, руководство России, сам Рамзан Ахматович. Многие считают его только (видимо, в силу довольно молодого возраста) сильным и энергичным «хозяйственником», но такая характеристика явно неполна. Он уже успел серьезно зарекомендовать себя зрелым и сильным политиком, тонким имиджмейкером своей республики и своего народа.

В подобное восприятие молодого президента четко вписывается и идущее поразительными темпами (при перебоях с финансированием из федерального центра) послевоенное восстановление республики, и усыновление детей-сирот, и борьба за возвращение беженцев (а им – незаконно отобранного жилья), и работа над воссозданием имиджа этнических чеченцев, как людей мирных и трудолюбивых, но очень гордых и всегда готовых защищать свои убеждения даже ценой собственной жизни. И конечная цель масштабных преобразований Рамзаном Кадыровым сформулирована предельно четко и ясно: сделать Чечню одним из самых процветающих регионов ЮФО и России. Одно из веских подтверждений вышесказанного – материал нашего внештатного автора.

Что мы знаем и чего не знаем о Чечне?

Первому лицу Чеченской Республики Рамзану Кадырову часто приходится общаться с различными людьми. Это – многочисленные встречи с российскими и зарубежными журналистами, с представителями различных общественных правозащитных организаций, иностранными гостями и дипломатами. Кроме того, энергичный президент республики охотно общается с ее жителями, с теми, кто по различным причинам уехал из Чечни, с теми, кто интересуется ее судьбой. Лично пообщаться с каждым желающим получается далеко не всегда, поэтому большую роль в информационной политике возрождающейся республики играют письма из многих уголков России и «всемирная паутина».

На фоне впечатляющих и неоспоримых перемен последнего времени в Чеченской Республике далеко не все обращения к Рамзану Кадырову просты, приятны, даже просто этически выдержаны. Позиция некоторых СМИ и их читателей вызывает в республике откровенное недоумение из-за отсутствии объективной информации о происходящих событиях в целом ряде публикаций. Наиболее «популярны» такие беспочвенные «обвинения» республиканских властей, как плохое отношение к этническим русским, нежелание возвращения переселенцев и беженцев, которые были вынуждены покинуть республику в ходе недавних военных кампаний, и т.д.

На общем фоне многочисленных вопросов, идущих из регионов России, особенно часто повторяется тема русскоязычного населения Чечни. Известно, что в Чечено-Ингушетии до начала 90-х годов прошлого века из миллиона двухсот тысяч человек общего населения не менее 25 процентов составляли русские и представители других славянских наций. Сейчас таковых осталось не более 4-5 процентов. Рамзан Кадыров искренне надеется, что эти цифры в ближайшее время вновь поменяются местами.

«Моей школьной учительницей, кстати, и моего отца – тоже, была русская женщина, глубокоуважаемая Вера Николаевна Чистаева. – продолжает Рамзан Кадыров. – Ее уроки доброты не пропали даром. Она до сих пор живет в нашем селе. За прошедшие две войны простые люди не только не ожесточились, но и стали больше ценить свои и чужие жизни».

Лидер республики хорошо помнит и другой наглядный пример интернационализма, когда в самом начале 1995 года, в период особо тяжелых боев в Грозном, вместе с отцом он оказался в одном предгорном селе. Здесь в местной больнице лежали в соседних палатах раненые боевики и семеро солдат федеральных войск. За ними одинаково ухаживали, кормили из одного котла. Порою бывшие враги вместе курили, иногда подшучивая друг над другом. Рамзан, которому тогда было восемнадцать, помнит слова отца, поблагодарившего местных жителей за такое гуманное обращение: «От такого отношения зависит будущее нашего народа».

«Я хорошо помню, – продолжает Рамзан Кадыров, – геройский поступок Зарган Эпендиевой из Шали, которая спасла лейтенанта, приняв на себя бандитские пули. Она выжила но, к сожалению, вынуждена передвигаться в инвалидной коляске. Несмотря на свое непростое положение, эта женщина до сих пор не сожалеет о своем поступке и спасенной жизни русского офицера».

В прошлом году у Рамзана Кадырова появился приемный брат, бывший детдомовец Витя Пиганов. Он рано остался без родителей. Когда Рамзан узнал, что 16-летний юноша хочет с ним породниться, принял незамедлительное решение. Его усыновила мама Рамзана Кадырова – Аймани. Сейчас Висита Кадыров – курсант Московского суворовского училища, стал полноправным членом новой для него семьи.

Недавно Рамзан Кадыров по электронке получил письмо от Андрея Толстикова, проживающего в украинском городе Краматорске. Его автор выражал беспокойство за судьбу отца, жителя города Грозного Александра Николаевича Толстикова, от которого давно не получал никаких известий. По распоряжению Рамзана Кадырова сотрудник правительства выехал по указанному адресу. А буквально на днях началось масштабное восстановление центрального – Ленинского района Грозного. Своего праздника дождался и дом на улице Моздокской, где проживает А.Н. Толстиков. Строители уже начали капитальный ремонт крыши, которая станет двускатной, покрытой красной металлочерепицей. После уборки территории от мусора пенсионер обязательно разобьет свой цветник. А затем предложит сыну с семьей переехать на постоянное жительство в Грозный. «Ко мне относятся так, как и принято относиться к человеку моего возраста – уважительно!» – говорит Александр Николаевич.

В прошлом году на Святую Пасху по инициативе правительства ЧР были приглашены бывшие земляки для посещения родных могил, а заодно и повидать республику своими глазами. Для этого все православные кладбища были расчищены и облагорожены. К моменту их приезда был полностью восстановлен грозненский православный храм святого Михаила Архангела. В его строительстве приняли самое непосредственное участие чеченские строители. Прежде такого никогда не было. В этом году планируется еще более массовый наплыв «русских чеченцев».
Сейчас чеченским правительством разрабатывается программа по возвращению в первую очередь специалистов, которые жили и работали в Грозном. По словам Рамзана Кадырова, «говорить о национальности специалистов глупо и даже вредно. Национальность не имеет абсолютно никакого значения. В республике уже сделаны конкретные шаги в этом направлении. Тем специалистам, которые возвращаются, правительство Чеченской Республики гарантирует жилье. Однако всем сразу сложно предоставить и жилье, и работу».

Уроженец Грозного, 42-летний Игорь Горлов недавно приехал из Москвы. Покинул город вместе с отцом в январе 1995 года, в разгар ожесточенных боев, оставив свою квартиру на площади «Минутка». С годами неплохо устроился в столице. Игорь приехал выяснить о судьбе своей квартиры. Побывав на месте девятиэтажки, долго стоял ошарашенный, так как сейчас там большая поляна, будто здесь никогда и не было высоток. В случае получения своей квартиры он однозначно вернется в Грозный.
Судя по все возрастающему интересу бывших земляков к жизни республики можно быть уверенным в том, что в самое ближайшее время на улицах Грозного вновь появятся красивые молодые люди с гитарами на плечах вместо давно уже надоевших автоматов.

Автор: Сергей САХАРКОВ