Пэтэушники с дипломами престижных вузов?
Реформа
Анекдот помните? Приземляется наш космический корабль, выходят наши космонавты, за ними – космонавт-исследователь из другой страны с забинтованными руками. Его спрашивают: что случилось? Он отвечает: за что ни возьмусь, русские бьют меня по рукам – это не трогай, к этому не прикасайся…
Грядущая реформа в образовании может напоминать похожую картину, когда «недоучки» с дипломами бакалавров будут приходить на службу, на производство. Кто их будет брать? А возьмут – «руки отшибут»… Тем временем, в законопроекте о переходе на двухуровневую систему высшего образования, который Правительство РФ одобрило и согласно которому выпускники вузов станут бакалаврами, магистрами и специалистами, записано, что все дипломы (бакалавра, магистра, специалиста) дают равные права при приеме на работу. Документ может вступить в силу с 1 сентября 2007 года.
Тем временем, по мнению чиновников, это первый и самый главный шаг для России, которая в 2010 году должна стать полноценной участницей Болонского процесса. Стоит напомнить, что в 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую конвенцию – своеобразное соглашение о том, что вузовские дипломы признаются во всех странах-участницах. Россия ратифицировала документ в 2003 году.
Бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных уровней высшего образования с отдельными Госстандартами и итоговой аттестацией. По ее итогам выпускникам вузов присваиваются соответствующие квалификации (степени): степень бакалавра, магистра, квалификация специалиста.
А при чем здесь квалификация «специалист», если система названа двухуровневой и такой квалификации нет в европейских странах? Право выдавать диплом «специалиста» отстояли, и в нелегкой борьбе, ректоры медицинских, технических и военных вузов, доказав, что российская система подготовки кадров для этих отраслей должна быть непрерывной и продолжаться отнюдь не четыре года, как предусматривается бакалавриатом.
Введение двухуровневой системы, по мнению министра образования РФ Фурсенко, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, существенно расширить участие работодателей в финансировании подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени – магистратуре. Более того, с дипломами бакалавров и магистров наши ребята смогут без проблем продолжать поступать в европейские вузы, устраиваться на работу в западные компании.
По мнению главы правительства М. Фрадкова, введение двухуровневой системы высшего образования позволит не только оптимизировать систему образования, но и сэкономить бюджетные средства, привлекая компании к образовательному процессу. Но, замечу, если компании необходим какой-либо «узкий» специалист, она его и так обучит – полностью на свои средства, что с успехом сегодня и делают заинтересованные в кадрах компании.
Одна из важных причин, по которой минобразования с таким энтузиазмом продвигало законопроект о бакалаврах и магистрах, та, что сегодня большинство выпускников вузов не востребованы на рынке труда, их уровень подготовки слабо соответствует тому, что должен уметь современный офисный или производственный служащий. Так это, батенька, с вас и надо спросить: кто наплодил столько коммерческих вузов, которые ютятся в каждой подворотне и выдают «дипломы» направо и налево за три копейки со специальностью, какую пожелает клиент. Кто-то ведь им выдавал лицензии!
Кстати, о лицензировании. Новый законопроект, предусматривающий переход на два уровня высшего образования в РФ: бакалавриат и магистратура либо «специалитет» (подготовка специалистов), подразумевает отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. Лицензирование, аттестацию и госаккредитацию вузов по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов также предлагается проводить раздельно. Кому в этом случае будут выдаваться лицензии?
Каково мнение работодателей и представителей высшей школы по поводу введения многоуровневой системы образования?
По мнению руководителя по персоналу одного из банков, при наборе персонала банк рассматривает кандидатов только с дипломом специалиста или магистра. Бакалавры проходят обучение в более сжатые сроки, что скажется на качестве обучения: банк может получить выпускников либо только с теоретической подготовкой, либо, наоборот, с плохим знанием теории.
У ректора Кубанского госуниверситета Владимира Бабешко тоже своя точка зрения:
– Плюсы, несомненно, есть: проучившись три-четыре года, студент вдруг понял, что философия или филология – не его выбор. Он может продолжить обучение другой профессии. Но, с другой стороны, если он поступил на матфак, за четыре года он обучится только до уровня преподавателя школы. И всё! Если он хочет пойти в науку, ему надо учиться еще два года. В то время, как мы даем базовое, классическое образование за пять лет. Насколько это целесообразно – учить четыре года, потом еще два – вопрос. И это обстоятельство вызывает определенную озабоченность в научном сообществе. Это западная модель подготовки кадров более гибко реагирует на потребности рынка. Нам, однако, недостаточно просто ввести две ступени высшего образования – необходимо изменить его содержание. Некоторые вузы могут просто «обрубить» пятый год обучения без изменения учебных планов.
Ректор Кубанского медицинского университета Борис Ермошенко задается вопросом: готово ли сегодня народное хозяйство принимать специалистов, скажем так, с «формально» высшим образованием? Что они будут делать? Специалист – выпускник вуза времен СССР – традиционно имел высокую степень подготовки, совсем иную, чем выпускник с дипломом бакалавра сегодня, и качество подготовки позволяло ему работать самостоятельно. Бакалавр – это как бы право получать в дальнейшем дополнительное образование? Он обучается за счет государства, а чтобы получить степень магистра, должен будет заплатить, в соответствии с принятым законопроектом, сам или за него заплатит работодатель. У нас сегодня после шести лет образования не берут молодых на работу без опыта. А нужен ли какой-то компании молодой, ничего не умеющий, и еще за него платить? Нет ли здесь противоречия с законом об образовании, в котором говорится, что высшее образование – это удовлетворение потребности личности. Чье здесь удовлетворение – народного хозяйства или личности?
Можно ли представить, что районная больница, имеющая сегодня финансирование не всегда достаточное, может выступить в качестве работодателя и заказать себе подготовку специалиста? Выпустить бакалавров можно, а на каких должностях они будут работать? Нет образовательного стандарта для реализации этой схемы. Думаю, пока вопросов больше, чем ответов. Радует то, что в соответствии с принятым ВОЗ решением, на медицину схема подготовки бакалавриата не распространяется.
Говоря о достоинствах новой образовательной системы, премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что в бакалавриате студенты будут получать полное высшее образование, и оно будет отличаться от уровня ПТУ. «Никто не собирается разрушать научно-методическую базу университетов, тем более авторитетных и престижных», – сказал он. Кроме того, М.Фрадков считает важным, что студентам не придется тратить на образование лишний год, если это не будет востребовано на производстве.
Последние 15 лет образование в России, в том числе и высшей школы, находится в постоянном реформировании. Кто будет спорить, что нужны ноу-хау? Вместе с тем, система образования в бывшем СССР всегда считалась одной их лучших в мире. Уж, наверное, не хуже, чем на Западе. Вряд ли стоит перечислять мировые достижения наших ученых в различных областях науки. Их столько, что не хватит газетных полос. Российская наука и сегодня держится на тех, кто совершал открытия в прошлом столетии. Другой вопрос: как оценивались их труды, почему «мозги» утекали поднимать западную экономику?
И система профтехобразования, разрушенная полностью, давала свои результаты. Быть может, только мне не понятно, что наше производство в различных отраслях экономики достигло сегодня такого уровня, что для него надо готовить бакалавров на базе высших учебных заведений, а не реанимировать ПТУ и техникумы, где всегда готовили квалифицированных специалистов среднего звена? Они, в свою очередь, при необходимости могли с успехом повысить свой образовательный уровень в любом вузе, в том числе и без отрыва от производства.
Но, похоже, не всё понятно не только мне. В ходе обсуждения законопроекта первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что опасается дискриминации в зависимости от образца дипломов после введения двухуровневой системы образования. Он напомнил, что в законопроекте записано, что все дипломы (бакалавра, магистра, специалиста) дают равные права при приеме на работу, если иное не установлено в законодательстве. «Тем не менее, могут появиться специальные документы, которые устанавливают предпочтения при приеме на работу», – отметил вице-премьер.
В связи с этим он призвал более четко прописать норму, гарантирующую равноправие выпускников обоих уровней высшего образования. По мнению Д. Медведева, принятый правительством документ оставляет возможность для того, чтобы сделать это на уровне подзаконных актов. «Мы должны понимать, на каком уровне это делается», – добавил Д. Медведев.
Нам бы всем еще понять, для чего всё это делается…
Ольга ГОРЯЧЕВА, Краснодар