Суд да дело... Долгая «битва» за вокзал Туапсе

19/12/2007 - 11:14
Подпишитесь на ЮФ на

В уходящем году наконец-то была поставлена точка в уникальной многолетней «эпопее», связанной с тем, что немалая часть здания железнодорожного вокзала Туапсе попала в незаконное владение частных лиц и юристы СКЖД сие имущество пытались «истребовать обратно». Местная Фемида последнему препятствовала и потворствовала мошенникам – тем, кому удалось в конце 90-х годов прибрать к рукам почти половину вокзала города-курорта. Эта история, по отзывам юристов-транспортников, не имеет аналогов в судебной практике нынешней России и всего СНГ. Ведь ловкие дельцы при поддержке коррумпированных чиновников – несмотря на робкие протесты Туапсинской транспортной прокуратуры – сумели не только завладеть имуществом железнодорожников площадью 470 кв. м (что, согласно всем законам РФ, вообще не подлежало приватизации), но и впоследствии его перепродать!
Туапсе – город особый
Еще каких-то два года назад северное крыло Туапсинского железнодорожного вокзала вечерами ярко светилось неоновыми буквами «Колизей развлекательный центр» и собирало сомнительных личностей у игровых автоматов, а «левая» водка и разбавленное вино лились рекой из торговых павильонов у перрона...
Вплоть до весны прошлого года вокруг той части вокзального здания происходила откровенная «возня» и творились криминальные дела. Это место стало небезопасным для пассажиров и даже представителей правоохранительных органов! Только один эпизод-пример: в январе 2005-го после визита на тогда еще не подконтрольную СКЖД территорию был ранен ножом в спину один из сотрудников городского ОБЭП. Почему решили «мента попугать»? За пару часов до нападения проверка, проведенная обэповцами в северном крыле вокзала Туапсе, выявила: установленные в «Колизее» игровые автоматы работали «в черную» – без требуемых лицензий и контроля налоговиков, реализация спиртного тоже шла с грубыми нарушениями. Лица, которые представляли интересы новоявленных хозяев и их арендаторов, предложили «менту» договориться «по-хорошему», да, видать, не вышло.
хх хх
Вокзал любой крупной станции (тем паче курортно-портового города) является стратегически важным объектом и должен быть как хозкомплекс единым целым. Но Туапсе – особый южный город!
В свое время там всё начиналось тихо и без скандалов: новоявленное ООО «Кафе «Железнодорожное» арендовало у туапсинских «пассажирщиков» северное крыло вокзального здания, якобы для организации пунктов общественного питания. А затем – «понеслось»...
Грязь начинается с «Кафе»
В 1998 году вышеупомянутое ООО в свой план приватизации включило не только расположенные на перроне буфет и торговые павильоны, но также и кафе-бар, столовую, складские и прочие помещения, что фактически находились в том вокзальном здании. Хотя о последнем в документах намеренно не было указано ни строчки – «находчивые ребята» в документах указали лишь юридический адрес.
Рассказывает начальник юридической службы СКЖД Марина ИГНАТЕНКО:
– Иначе номер с «прихватизацией» у хозяев этого ООО не прошел бы и те «бумаги» должностные лица вышестоящих инстанций не подписали бы! Ведь по законодательству связанное с перевозками имущество железнодорожного транспорта приватизации не подлежало – оно находилось в федеральной собственности. Даже малая часть вокзального комплекса никак не могла войти в уставной капитал АО или ООО. Но «процесс пошел»: план приватизации вокзальных «точек» общепита вскоре утвердили. Весной 2003-го учреждение юстиции Туапсе выдало свидетельство о праве собственности ООО «Кафе «Железнодорожное» на те самые объекты, которые, как выходило по документам, к зданию вокзала не имели никакого отношения! Словом, сработал прием умолчания, позволяющий нередко проворачивать такие противозаконные «операции».
– Уже тогда, насколько известно, представители СКЖД обратились в арбитражный суд – о признании недействительным этого свидетельства. Был наложен арест на данное имущество. И что дальше?
– Первая судебная инстанция нам в иске отказала. Вторая удовлетворила наши требования, но уже в 2004 году. Тем временем наглые хозяева ООО совершили еще одно незаконное действие – сделку купли-продажи. В итоге вокзальные помещения тихо «отходят» физическому лицу, гражданке Степаненко.

«Шутки» г-жи Степаненко и новая владелица-бабуля
Как недвижимость «легализовали»? Зарегистрировать в учреждении юстиции по сути перепродажу невозможно – ведь на все здание левого крыла вокзала до того был наложен арест и совершать сделки было нельзя. Тогда обнаглевшие ловкачи предпринимают обходной маневр: обращаются в Туапсинский суд общей юрисдикции (помещения-то проданы физическому лицу) и от имени госпожи Степаненко просят признать за ней право собственности. А далее начались сплошные «чудеса». Судья Калиманов – несмотря на то, что речь шла о «спорном» объекте транспорта и закон запрещает передачу в частные руки таких зданий и помещений – быстро выносит «нужное» решение, то есть в пользу Степаненко. Причем при рассмотрении дела Калиманов не вызывал в суд ни железнодорожников, ни представителей истинного собственника – органа по управлению федеральным имуществом!
После чего Степаненко, получив судебное подтверждение на право собственности, обращается в местное учреждение юстиции по регистрации недвижимости, где «свои люди». Там оперативно оформляются требуемые Степаненко документы – и она уже хозяин левого крыла вокзала! Спустя некоторое время ловкая мадам «под надзором» своих покровителей вокзальные помещения перепродала... 78-летней туапсинке Тучинской. Разумеется, обо всех перипетиях с «отъемом» вокзальных помещений бабуля не знала, от ее имени действовали другие люди. (В день совершения сделки она выдала доверенность на представление своих интересов своей внучке Анне, «хорошим знакомым» коей был один из работников Туапсинского горсуда. Вот такая «цепочка». – авт.)
А на свет эта афера всплыла чуть позднее, когда СКЖД выиграла в арбитраже дело по «Кафе «Железнодорожное», и юристы принялись истребовать данное имущество – исполнять решение суда. – Нашему удивлению не было предела, когда узнали: там новый собственник, да еще с подтверждением своих прав в местном учреждении юстиции! Пришлось нам обращаться в августе 2004-го с исковыми требованиями в суд общей юрисдикции, – продолжила свой рассказ Игнатенко. – С того момента и пошла новая серия судебных разбирательств. Тучинские и стоявшие за ними «деловые люди» не успокоились: вокзальные помещения сдали в аренду. Потом стали «чудить» арендаторы – вот так вместо обычного типа заведений общепита на перроне вокзала Туапсе появились «ресторация» и казино с игровым залом!
Свое же имущество надо выкупать?!
В сентябре 2005-го Туапсинским судом выносится решение о признании вышеперечисленных договоров недействительными, подтверждалось право «РЖД» на владение всем зданием вокзала, в том числе левым крылом! Но решение было вынесено не по той статье ГК, на которую ссылались юристы дороги. Суд при этом основывался на статье 238 ГК (прекращение права собственности на имущество у лица, которое в силу закона уже не может ему принадлежать и которое у него выкупается); а СКЖД – на ст. 301 (истребование имущества из чужого незаконного владения). Вынося такое решение, суд как бы всё «поставил с ног на голову»! Поэтому юристы стали его обжаловать в надзорной инстанции – краевом суде и одновременно обратились в учреждение юстиции. А зарвавшиеся мошенники от имени Тучинской предъявили встречный иск, где ставилось под сомнение право собственности на часть вокзального здания дороги уже как Северо-Кавказского филиала «РЖД».
– Вышла следующая «коллизия» – у вокзала два собственника: у СКЖД (на все вокзальные помещения, подтверждено краевым учреждением юстиции) и у Тучинской (на часть здания, что зарегистрировано в Туапсе), – пояснила руководитель юрслужбы дороги. – Мы обратились в Туапсинское учреждение юстиции: признайте недействительным ее право собственности, раз оно по сути незаконно – исключите бабулю-»владелицу» из своего реестра. Оттуда регистратор, который «удостоверял» все незаконные сделки по вокзалу, ответил: мне решение городского суда непонятно(!)
В феврале 2006-го горсуд выдал «оригинальное» по содержанию разъяснение, согласно которому – на основании все той же статьи 238 ГК – СКЖД должна заключить с Тучинской... сделку купли-продажи. Выходит, дорога, законный собственник, свое же имущество еще должна и выкупать?! Пришлось вновь обращаться в краевой суд с надзорной жалобой, а попутно и в арбитражный – с иском к Туапсинскому учреждению юстиции.
Наша справка. Для справедливого решения этого «сверхнеобычного» дела юристами СКЖД было предъявлено в общей сложности семь исковых заявлений в Туапсинский городской суд и краевой арбитражный суд. В связи с принятием Туапсинским горсудом ряда незаконных решений потребовалось неоднократное обращение в надзорные судебные инстанции для их отмены либо изменений. Дважды разбирательства по вокзалу Туапсе становились предметом рассмотрения Президиума Краснодарского краевого суда. Неоднократно руководством СКЖД направлялись письма председателю краевого суда о нарушениях закона судьями-туапсинцами. В ответ на это к двоим судьям Туапсе были лишь «применены меры дисциплинарного воздействия...»
«Запоздалая» справедливость восторжествовала
Но все-таки усилия юристов СКЖД принесли желаемые плоды. Из постановления президиума Краснодарского краевого суда:
«Туапсинский суд, удовлетворяя требования «РЖД», сослался на норму закона, которая не подлежит применению к правоотношениям, возникшим между сторонами. Решение Туапсинского горсуда от 6 сентября 2005 необходимо изменить, определения этого суда от 14 ноября 2005 года и 21 февраля 2006-го – отменить. Надзорную жалобу «РЖД» удовлетворить. Возложить обязанность на краевое учреждение юстиции по госрегистрации прав на недвижимость – аннулировать ранее выданные свидетельства... Требования «РЖД» подлежат удовлетворению на основании ст. 301 ГК...» Апелляционная инстанция краевого арбитража также вынесла решение «о признании недействительной регистрации права собственности Тучинской на северное крыло вокзала Туапсе и об аннулировании свидетельства о владении ею спорным имуществом...» Коррумпированность судебной системы Туапсе вынудили юристов дороги обратиться в Краснодарскую службу судебных приставов, где это дело – для надлежащего исполнения решений – было поставлено на особый учет. В общем, в итоге истина восторжествовала – благодаря настойчивости и кропотливым усилиям юристов-транспортников. Но сколько пришлось им потратить времени и нервов!
Данная история служит своеобразным уроком-предостережением не только железнодорожникам.
Она актуальна особенно сейчас: в период реформирования-реорганизации транспортной отрасли, когда идет процесс образования дочерних компаний и «передача» недвижимости от одних юрлиц другим, всегда найдутся ловкие арендаторы-«прихватизаторы», для которых вокзальные или иные прибыльные помещения – лакомый кусок. В этом смысле они ничем не отличаются от акул-рейдеров.
Владимир ТИХОВ

Автор: Сергей САХАРКОВ