Ростов готов принять генплан

23/01/2007 - 14:39

18 января состоялось последнее совместное с горожанами заседание Комиссии по общественному обсуждению проекта Генерального плана Ростова-на-Дону. Публичные слушания и обсуждение этого важнейшего для перспектив развития города до 2025 года документа начались в декабре прошлого года. Проходили они очень активно; организаторы были этим приятно удивлены, так как столь важные слушания в таком массовом масштабе проводились впервые.

Статистические итоги публичного обсуждения таковы: по интернету более 70 участников форума задали около 2000 вопросов, на официальный сайт администрации города отправлено 131 предложение, по телефонной «горячей линии» поступило 797 звонков. Выставку по генплану, которая проходила в Донской публичной библиотеке, посетили порядка 5000 человек, в журнал выставки сделано более 150 записей различной степени ценности.

Все эти вопросы, замечания, предложения по проекту генплана (в том числе и поступившие в ходе финального общественного обсуждения) комиссия обобщит, сопроводив соответствующими комментариями, и представит на рассмотрение мэру города. Градоначальник определит самые ценные предложения ростовчан и предложит разработчикам (Российский институт урбанистики, г. Санкт-Петербург, который проектировал генпланы более чем 600 городов) внести последние коррективы в проект документа. Доработанный генплан вынесут на утверждение городской Думы (ориентировочно – в апреле), и есть веские основания полагать, что он будет официально утвержден.

За этим (как того требует Градостроительный кодекс РФ) в соответствии с утвержденным генпланом будут разработаны Правила землепользования и застройки, включающие в себя градостроительное зонирование и градостроительные регламенты. И если Генплан – это своеобразная «панорама» города, определяющая целевые характеристики кварталов и микрорайонов мегаполиса, его транспортную сеть и инженерную инфраструктуру, то зонирование и регламенты – это детальная разбивка всей территории города на зоны, по каждой из которых будут прописаны виды разрешенного использования (жилищное строительство, деловые, досуговые, спортивные и т.д. центры, парковые зоны) и ограничения на использование земельных участков и объектов капитального строительства.

Генеральный план и Правила землепользования создадут возможность для принятия сбалансированных решений по отношению к масштабу городских районов (проекты планировки), отдельных участков (планы участков) и в масштабе конкретных зданий и сооружений (проекты строительства и реконструкции отдельных объектов капитального строительства). Безо всей этой документации дальнейшее строительство в городе станет невозможным после 2008 года, как того и требует Градостроительный кодекс. Не случайно аналогичной работой занимаются администрации других крупных городов ЮФО и РФ, не имеющих действующих Генпланов.

Актуальность принятия данного документа для Ростова диктуется не только «сверху» (федеральным законодательством), но и «изнутри», исходя из собственных потребностей города. Дело в том, что предыдущий генеральный план был разработан в 1971 году институтом «Ростовгражданпроект» с расчетным сроком до 2000 года и утвержден постановлением Совета Министров РСФСР в 1973 году.

Срок его действия давно истек, сам документ давно морально устарел – он создавался в разгар «застоя», когда застройщик был один – государство. За три с половиной десятилетия до неузнаваемости изменились страна, город, условия социально-экономического развития, Ростов стал столицей не только области но и всего ЮФО. В 90-х годах прошлого века (эпоху «дикого капитализма») бизнес стал стихийно перестраивать донскую столицу и особенно – ее исторический центр, посягая на архитектурные памятники, на самобытность облика города. И этот процесс нужно было остановить.

Кроме того, износ тепловых и электрических, водопроводных и канализационных сетей, определенное пренебрежение к экологии, колоссальный рост количества автотранспорта, наличие вредных промышленных производств в черте города, нехватка свободных площадей под жилищную и деловую застройку (Ростов – самый «компактный» из 20 городов-миллионников России, его площадь составляет всего 354 квадратных километра) – все это стало серьезным барьером на пути дальнейшего динамичного и прогрессивного развития города как единого «организма». Поэтому новый генплан был, безусловно, жизненно необходим. И это – один из основных залогов его скорого принятия.

Вторая причина, по которой стоит ждать одобрения проекта, состоит в его глубокой продуманности и проработке. Разумеется, без «дискуссионных» моментов документ не обошелся. Далеко не все ростовчане приветствуют планы создания нового элитного жилого комплекса «Кумженский» и «оккупацию» Зеленого острова, а также то, что проектировщики намерены «похоронить» не одно десятилетие витающую в воздухе идею строительства ростовского метро.

Дискуссионным выглядит прогноз разработчиков, что к 2025 году население Ростова будет составлять один миллион 100 тысяч человек (чуть больше, чем сегодня), и на каждого работающего будет приходиться по иждивенцу. Не всем также по душе предложение вынести за черту города аэропорт, железнодорожные и автовокзалы и т.д. Зато продолжение процесса выноса «за черту» промышленных производств встречает полнейшее одобрение жителей.

Да и темпы капитального строительства, заложенные в проект документа, впечатляют: на данный момент жилая площадь города насчитывает порядка 19 млн квадратных метров, а за время действия генплана предполагается построить 15 млн «квадратов» (почти по миллиону – в год)! Почти столько же, сколько есть! Но это совпадает и с прогнозами администрации города: Ростов строится динамично – в 2005 году он ввел в эксплуатацию 620 тысяч «квадратов», в 2006 – уже 700, а на 2010 год запланирован ввод в эксплуатацию 1 млн «квадратов» жилья.

Впервые в проекте генерального плана во главу угла поставлена экологическая составляющая. Например, предлагается сформировать обширную рекреационную зону и восполнить недостаток озеленённых территорий при явном недостатке существующей зелёной зоны города (для сравнения: в Киеве на одного жителя приходится 23 квадратных метра общественной зелени, а в Ростове-на-Дону – 4 квадратных метра!!!). Кроме этого, интересные проектные решения найдены для оптимизации ливневых канализационных стоков, разгрузки центра от чадящего транспорта, «реанимации» ростовского трамвая, очистки русел рек Дон и Мертвый Донец и т.д.

Рассказать обо всех «изюминках» и, наоборот, «спорных моментах» проекта в краткой газетной публикации нереально. Главное, что проект генплана полномасштабен и реалистичен, глубок и интересен. Да, какие-то коррективы в него будут вноситься до принятия и даже после него, но ростовчане ждали этот документ, и они его примут!

Автор: Сергей САХАРКОВ