РЫНОК ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПЕРЕЛОМЕ
До недавнего времени западные эксперты относили Россию к наиболее «пиратским» странам. Сейчас тенденции рынка программных продуктов сдвигаются в пользу лицензионного программного обеспечения. По данным российского подразделения компании Microsoft, доля ПК, поставляемых на нашем рынке с лицензионной операционной системой (ОС) Windows, только в прошлом году выросла с 28 до 40 %, и уже на сегодняшний день приближается к 50 %-ному рубежу. Правда, надо оговориться, что и прирост продаж новых ПК составляет около 20 % в год. Но динамика в целом, безусловно, прослеживается положительная.
Во многом этот факт эксперты связывают с эффективностью усилий и, прежде всего, партнерских программ крупнейшего производителя ПО. Так, по собственным данным компании, в прошлом году в программе «Торговый партнер Microsoft» участвовало более 570 сборщиков ПК разного уровня. С начала этого года Microsoft расширяет эту программу, планируя привлечь в нее в общей сложности порядка 1200 компаний среднего (сборка 600-2400 ПК в год) и малого (120-600 ПК в год) сегментов. Обеспечить работу с ними должно расширение региональной структуры: появление региональных дистрибьюторов и новых менеджеров.
С начала этого года в шести Федеральных округах определены семь компаний, получивших статус «региональный дистрибьютор» (в Южном федеральном округе - это ростовская «Южная Софтвертная Компания «Дистрибьюция» и волгоградская Oplacheno.ru), которые должны обеспечить бесперебойность поставок продуктов Microsoft в свой регион. Кроме того, в 24 крупных городах подготовлены 27 «менеджеров по работе с поставщиками ПК», в чьи обязанности входит развитие партнерских отношений со сборщиками среднего сегмента, что ранее было доступно только крупным компаниям. В Ростове-на-Дону на эту должность назначен Андрей Морозов ([email protected]).
Партнерские программы по сути — это техническая и консультативная помощь, включая обучение персонала партнеров навыкам продаж ПК с предустановленным лицензионным ПО, и корректной установке ОЕМ-версий ПО, а также право участия в различных рыночных акциях. Подробности о «Торговый партнер Microsoft 2006» можно найти по адресу: www.microsoft.com. Мы же постараемся просто выделить некоторые связанные с этим тенденции развития рынка.
Тенденция первая — растет спрос на лицензионное ПО. Это уже четко определившийся факт. Причем растет он не только среди корпоративных, но и среди частных пользователей. По данным компьютерных компаний за прошлый год, примерно половина новых ПК приобреталась с предустановленной ОС Windows. Но это данные по крупным магазинам. А туда поступают чаще всего ПК от национальных или крупных сборщиков, а у большинства из них партнерство с производителями софта давно отлажено. Проблемой остаются более мелкие сборщики, а на их долю приходится практически каждый третий продаваемый ПК. Рост в этом секторе до сих пор был самый медленный, а процент предустанавливаемого лицензионного ПО — наименьший. И работа с ними требуется немалая: количество потенциальных ОЕМ-партнеров в среднем сегменте порядка 800, в малом — пять тысяч. В планы Microsoft на этот год входит активное привлечение этих компаний к предустановке легальных ОС.
При этом у Microsoft есть поводы ожидать позитивной реакции на свои предложения. Ведь самые разные клиенты таких компаний оказываются все более и более заинтересованы в лицензии. Так как, например, в корпоративном секторе растет осознание информационных и бизнес-рисков, связанных с использованием нелицензионного софта. К тому же, к риску потери критических данных и простоев сегодня реально добавился и риск административной или уголовной ответственности за использование контрафакта.
Вторая тенденция — растет понимание реальных преимуществ работы с легальным ПО, включая консультации по оптимальным схемам его лицензирования, — рассрочка, покупка в полное владение, аренда и т.д. Такие консультации, сервис по поставке продуктов, техническая поддержка, становятся ключевыми доводами при выборе теми или иными организациями поставщика компьютерной техники.
Тенденция третья — растет цивилизованность российского бизнеса в целом. Эту тенденцию статистически вряд ли можно оценить, но согласиться можно. Построение прозрачного бизнеса, выход на IPO, развитие международных связей любой компании вряд ли возможны без использования легального ПО. К подобной «статусной» тенденции можно отнести потребность многих сборщиков, особенно из среднего сегмента, в «поднятии» своего бренда. Статус партнера, и, тем более, премьер-партнерство с Microsoft может дать вполне ощутимые маркетинговые преимущества в конкурентной борьбе и привлечении новых клиентов.
Итог — есть спрос, активно развивается региональная инфраструктура крупных производителей, чтобы обеспечить этот спрос. Теперь, очевидно, в процесс начинают включаться средние и малые компании-сборщики. На это нацелены партнерские программы Microsoft этого года. Возможно, стоит говорить о новом витке развития на рынке IT?