«2006 ГОД БУДЕТ В КАЛМЫКИИ ГОДОМ ПРОРЫВА»
— Кирсан Николаевич, на заседании правительства республики 27 февраля вы заявили об особом значении 2006 года для Калмыкии. Чем продиктовано такое заявление?
— Наступивший 2006 год действительно является особым годом для Калмыкии. Нам предстоит решить сразу несколько стратегических задач, которые во многом определят развитие республики в будущем.
Первая задача — реализация четырех национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Я потребовал от правительства республики осуществлять еженедельный мониторинг выполнения нацпроектов в Калмыкии. В свою очередь, профильные министры и председатель правительства будут ежемесячно отчитываться по этому вопросу передо мной. На сегодняшний день темпы реализации национальных проектов в Калмыкии меня не устраивают, и об этом я сказал 27 февраля на заседании правительства республики. Я предупредил министров, что реализация нацпроектов должна стоять во главе угла работы правительства. Именно по этому критерию будет оцениваться эффективность и успешность деятельности кабинета министров.
Вторая задача — исполнение федерального закона № 131 о местном самоуправлении. Без поддержки республиканских властей полноценная модернизация системы местного самоуправления сегодня невозможна. Многие руководители органов самоуправления зачастую понятия не имеют, что такое бюджет, как он формируется, откуда брать деньги. Решающую роль в реализации 131-го закона также должно сыграть правительство республики. На заседании кабинета министров 27 февраля я предупредил членов правительства о том, чтобы велся ежемесячный мониторинг реализации закона о местном самоуправлении. Только жесткое и последовательное исполнение 131-го закона даст возможность избежать проколов, которыми сопровождалась реализация 122-го закона о монетизации на территории России. К счастью, тогда Калмыкии удалось избежать роста социальной напряженности. Уверен, что и с реализацией закона о местном самоуправлении также все пройдет спокойно и организованно.
Третья задача — выполнение указа Президента России и постановления Правительства РФ о праздновании 400-летнего юбилея добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Подготовка этого торжества позволит привлечь в республику значительные финансовые средства, которыми необходимо грамотно и эффективно распорядиться. Я предупредил министров правительства РК и глав районов о том, что не нужно пытаться за счет федеральных средств решать проблемы ремонта детских площадок и общественных туалетов. С помощью финансовых вливаний нам нужно заняться реализацией прорывных проектов, реперных точек, которые имеют решающее значение для развития экономики республики, создания рабочих мест, повышения благосостояния людей.
— На заседании кабинета министров РК 27 февраля вы заявили о необходимости создания специального Залогового фонда Калмыкии. Какую роль должен этот фонд сыграть в решении социально-экономических задач в республике?
— Одну из главных. В последнее время я провел целый ряд переговоров с руководителями крупнейших российских банков. Они заявили о готовности предоставить Калмыкии «длинные кредиты», необходимые для реализации масштабных экономических проектов. Однако для получения «длинных кредитов» необходим залог. Залоговый фонд республики, таким образом, должен будет обеспечить получение «длинных кредитов» из российских банков.
Я уже дал распоряжение о введении моратория на продажу любого имущества, находящегося в собственности РК, и о проведении аудита республиканской собственности. После того, как мы будем точно знать, каким имуществом располагаем, можно будет сформировать Залоговый фонд Калмыкии. Я думаю, его можно наполнить имуществом и объектами собственности на сумму от 50 до 100 миллионов долларов. Под это уже можно брать серьезные кредиты в российских банках. Разумеется, при этом крайне важной является проблема подготовки проектно-сметной документации на те проекты, под которые будут браться «длинные кредиты». Зачастую банки отказывают в кредитах именно по причине невнятности, неаккуратности проектной документации.
— 2006 год только начался, а вы дали задание своим министрам начать работу над бюджетом уже 2007 года. Не слишком ли рано?
— Нет, не рано. Мы должны уже сейчас учесть все недостатки бюджета 2006 года и принципиально изменить подход к бюджетному процессу на 2007 год. Нынешний бюджет — это «бюджет расходов». Я считаю, что бюджет 2007 года должен быть уже «бюджетом роста». И условия этого роста необходимо закладывать сегодня. Например, я уверен, что в бюджете на следующий год должны быть непременно заложены средства на поддержку республиканских товаропроизводителей. Эти средства дополнят уже работающий в республике закон о поддержке промышленности Калмыкии. Считаю это крайне необходимым, поскольку поддержка своего товаропроизводителя это не только экономическая цель, но и условие для решения социальных задач — создание рабочих мест, повышение уровня жизни населения и т.д.
— На заседании правительства Калмыкии 27 февраля вы дали поручение министрам активнее развивать экономические отношения с соседними регионами Южного федерального округа, с деловыми кругами зарубежья. Насколько такие связи способны повлиять на социально-экономические процессы внутри Калмыкии?
— Межрегиональное сотрудничество сегодня является одним из условий успешного развития субъектов Российской Федерации. Калмыкия сейчас начинает завязывать новые экономические связи, например с Ростовской областью, Челябинской областью, другими субъектами РФ. Ростовчане готовы вместе с нами развивать совместные проекты в пограничных районах. Челябинцы изъявили готовность закупать в Калмыкии значительные объемы сельскохозяйственной продукции. В марте мы подписываем с руководством Челябинской области специальное соглашение о сотрудничестве. Уже урегулирован вопрос о поставках калмыцкого риса для закрытых учреждений и организаций Челябинской области. Надеюсь, это не последний контракт, тем более, что челябинской бюджет выделяет на такого рода закупки один миллиард рублей. Калмыцким сельхозпроизводителям и нашим министрам нужно лишь проявлять больше активности для того, чтобы закреплять достигнутые взаимовыгодные экономические отношения и создавать новые связи.
Особую роль для экономики Калмыкии могут сыграть новые экономические отношения со странами СНГ, и прежде всего с Азербайджаном. Это очень динамично развивающееся государство Закавказья, готовое участвовать в крупных инвестиционных проектах на территории России. В этом я мог лично убедиться несколько дней назад в ходе поездки в Баку в составе российской делегации под руководством Президента Владимира Владимировича Путина.
Азербайджанский государственный бюджет ежегодно растет на 60 — 80 процентов, Баку меняется буквально на глазах. Сегодня необходимо использовать дружеские отношения между нашими странами, укрепляя взаимовыгодное экономическое сотрудничество Азербайджана с регионами России. И Калмыкия намерена активно работать в этом направлении.