«ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ СТАЛА МОИМ ПРИЗВАНИЕМ»

17/05/2006 - 21:29

О Муссе Магомет-Алиевиче Узденове из села Первомайского Карачаево-Черкесской Республики слышал много — ветеран, учитель, авторитетный человек в своем районе. Как только увидел его, понял: правду говорили... Передо мной как раз был такой человек: мужественный, обаятельный и очень мудрый. Мы встретились накануне 75-летнего юбилея Муссы Магомет-Алиевича, долго беседовали о жизни, работе, но каждый раз разговор плавно переходил на будущее нашей страны, на то, как поднять Россию, как сделать государство сильным. Во время интервью я все время ловил себя на мысли: побольше бы таких людей — увлеченных, активных и переживающих за других. Тогда и страну легче поднимать.

— Знаете, хороший, но трудный вопрос. Что получилось? Мне только 75 лет, все впереди. Давайте поговорим об этом, когда мне исполнится лет сто. Мне кажется, неплохой будет повод для подведения итогов (смеется. — И.Г.)… А вот горжусь тем, что стал учителем, жизненная ситуация предопределила выбор именно этой профессии. Но никогда я не жалел, что пошел этой дорогой, профессия учителя стала моим призванием.
Да, многие испытывают себя — шагают к немыслимо далеким вершинам, в одиночку переплывают океан, на лыжах пробираются к Северному полюсу. А есть такие люди, которые просто служат своему делу. Это учителя, которые, несмотря ни на что, остаются верны высокой миссии педагога. Учитель — профессия жертвенная, особенно в наши дни. Школа вечна, как море. Уходят одни ученики, приходят другие. Молодость становится зрелостью, зрелость — старостью. Школа же вечно живет, сначала впитывая, а затем отдавая по капельке и крупинке мудрость, великодушие, талант.
Я почти сорок лет занимался самой прекрасной работой на свете, иногда ошибался, но всегда шел к детям с любовью, используя только основной инструмент педагога — слово.
Ученики же всегда очень тонко чувствовали отношение к себе, отсюда и отдача — безграничное уважение.
Среди моих учеников много достойных людей — есть и доктора медицинских, исторических, биологических, математических наук, инженеры, врачи, учителя, преподаватели вузов, административные работники. Но я думаю, что главное в жизни — не кто кем стал, а кто как идет по жизни — достойно ли, честно ли. К этому я призывал и воспитывал это в детях, смог дать жизненный ориентир своим ученикам, которые выросли достойными людьми.
Вот сейчас мы говорим о том, что подрастающее поколение избаловано компьютерными играми, телевидением... Да, в чем-то я согласен. Но не это самое страшное. Получилось так, что в течение определенного времени наши дети воспитывались при абсолютном отсутствии национальной идеи, а ведь они — граждане одной из великих держав. Вижу, что сейчас многие осознали, что могли потерять целое поколение, появились целые программы для молодежи и приоритет — патриотическое воспитание. Это правильно, без любви к Родине не будет достойных граждан. Уважение к государству начинается не с уважения со стороны других держав, а со стороны его граждан. Если человек уважает своих родителей, гордится своей страной, он не позволит пренебрежительного отношения к государству. Вот я горжусь тем, что всегда воспитывал своих детей, своих учеников относиться с уважением и любовью к Родине.
— Но за пять-семь лет нельзя изменить молодежь, которая выросла, так сказать, при «безотцовщине»…
— Под «безотцовщиной» вы подразумеваете отсутствие внимания со стороны государства в годы перестройки?
— Да.
— Ну, не такое и плохое растет поколение. Посмотрите, в 90-х годах все стремились на заработки, сейчас к — высшему образованию. Я смотрю на своих внуков и радуюсь: уважают старших, семейные традиции, пытаются самореализоваться в жизни. Нет, мы не потеряли это поколение… Когда человек в юном возрасте, он легко впитывает окружающую себя действительность. Наша задача — воспитать достойное поколение. А государство, — это как семья: если ребенок растет при пьющих родителях, велика вероятность, что сам станет таким. Но если в семье во главе угла любовь, уважение, то вырастет хороший человек. То есть нам необходимо дать детям самое лучшее, чтобы они выросли самыми лучшими.
— Периодика на вашем рабочем столе говорит, что вы живо интересуетесь событиями, происходящими в сфере образования. Что вас настораживает, и что, наоборот, — радует в этом процессе?
Мы по привычке ставим наши вузы в лидирующие, однако, лучший российский государственный вуз — МГУ — находится в мировом рейтинге не на первом месте. Конечно, учитывая недостаточное финансирование в течение продолжительного времени, другие трудности переходного экономического периода в стране и серьезный отток академического преподавательского состава на Запад, нельзя было и предположить другого развития событий. Сейчас важно государству обратить внимание на состояние образования в России. И начиналось это внимание с утверждения Национальной Доктрины образования в Российской Федерации, Правительство декларировало необходимость и важность поддержки образования, постепенно в бюджетах всех уровней увеличивались расходы на образование, размер стипендий, надбавок профессорско-преподавательскому составу, оклады учителям и другим работникам образования, но этого было недостаточно. В наши дни Президентом В.В. Путиным был предложен принципиально новый проект в сфере отечественного образования, сразу же получивший определение «национального проекта». Он сочетает широкомасштабность с адресностью, направленной на поощрение инновационной деятельности, сокращенные сроки разработки механизмов исполнения и открытость их обсуждения, жесткий контроль за использованием бюджетных средств. Данный проект является своеобразным рычагом, способным поднять качество образования и решить проблему подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Отрадно, что пришло понимание того, что повышение качества образования — это фактор, в значительной степени благоприятствующий быстрому социально-экономическому развитию страны и отдельно каждого субъекта. Я думаю, что в дальнейшем не следует забывать одну простую мудрость «богатое образование — богатое государство».
— Мусса Магомет-Алиевич, я знаю, что вы сейчас возглавляете Совет ветеранов, какую роль отводите вашему поколению в воспитании молодежи?
Каким быть нашему обществу, нашей стране, завтра — зависит от сегодняшней молодежи. Какие нравственные идеалы, нравственные нормы, технологии жизненного поведения она будет исповедовать, такое будущее мы и получаем. Сегодня основная нагрузка перенесена на семейное воспитание, но мы считаем, что в образовательном процессе этот момент должен быть главенствующим. Поэтому вопросы формирования гражданственности подрастающего поколения находятся в центре внимания Совета ветеранов войны и труда.
Ветераны Великой Отечественной войны уходят из жизни, и они, живые свидетели подвига, совершенного миллионами людей, обязаны передать память об этом. Что скрывать, многие хотели, чтобы Россия об этом забыла, в учебниках некоторых соседних стран даже специально замалчивается роль советского народа в этой войне. И задача ветеранов, свидетелей военных событий, передать подрастающему поколению весь ужас войны, чтобы она не повторилась. Ребенок должен знать о подвиге, совершенном шестьдесят лет назад, тогда он будет расти в уважении к стране, к старшему поколению.
Традиционными и наиболее интересными и полезными являются встречи ветеранов с небольшими группами в классах. Горящие, заинтересованные глаза ребят говорят о неподдельном интересе школьников к жизни старшего поколения, вложившего все силы в развитие и процветание страны. Главное сейчас — активнее передавать молодежи боевые и трудовые традиции старших поколений, их богатейшие духовные, нравственные и патриотические качества. Так, в преддверии 60-летия Великой Победы ветераны посетили каждую школу, проверили совместно с отделом образования состояние школьных музеев боевой и трудовой славы к встрече Великой Победы.
Вечная память — дань уважения ушедшим героям своей страны. В 2002 году состоялось торжественное открытие мемориала Памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, Аллеи боевой и трудовой славы. Три героя Советского Союза, один полный кавалер ордена Славы, больше тысячи героически погибших — имена достойнейших сынов застыли в камне. Совет ветеранов принимал активное участие в подготовке открытия мемориала. При содействии Совета ветеранов в Ростове-на-Дону были изготовлены бюсты героев.
Совет ветеранов принимает деятельное участие в судьбе вдов участников войны и труда, помогает им.
— Учитель — достаточно трудная профессия, ведь лежит груз ответственности за каждого ребенка. Почему вы выбрали эту специальность, что вас подтолкнуло? Ведь нечасто мужчины становятся преподавателями, это больше женская профессия.
— Не согласен. Детей воспитывает не только мать, но и отец. Так и в школе. Да, действительно, в учителя больше идут женщины, потому что мужчина — глава семьи, должен содержать семью, а заработок преподавателя не очень большой. Я же с детства хотел стать учителем. Знаете, так получилось, что из-за депортации карачаевского народа пришлось закончить школу в Казахстане, хотел поступить в педагогический институт, но для поездки в Алма-Ату комендатура не дала разрешения, поэтому сначала я закончил физико-математический факультет учительского института в Чимкенте. Но в Алма-Атинский пединститут все-таки поступил и заочно закончил в 1958 году. Это было тяжелое, но очень интересное время.
Говорят, что вы были заведующим районо Малокарачаевского района, но потом перешли по собственному желанию обратно в школу.
— Точнее директором школы-интерната. Да, это правда. Вы понимаете, став учителем, уже трудно представить себя в другой роли. Не смог быть вдали от школы, мне по душе преподавательская деятельность.
— Известный факт: в маленькой небогатой Финляндии более половины школьников в сочинении «Кем ты хочешь стать?» пишут, что учителем. Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в российском образовании, чтобы профессия преподавателя стала столь же престижной?
— Мне не кажется, что надо поднимать престиж. В нашей стране учитель и врач всегда были уважаемыми людьми. Вот другой разговор, почему молодежь, вопреки своему призванию и желанию, идет на другую работу. Посмотрите, в школах все меньше становится преподавателей до 30 лет, нарушается некий возрастной баланс. Я не говорю, что учителя с опытом не нужны, но они более консервативны в воспитании и образовании. А ведь жизнь меняется очень быстро, появляются новые программы, методики обучения — и молодой преподаватель более быстро их осваивает. И чтобы привлечь молодежь в школу, нужно поднимать престижность профессии, в том числе и заработной платой.
— Вы воспитали много детей, а ваши родные дети кем стали?
— Я горжусь своими детьми. Они смогли добиться значительных результатов в жизни. Сын Борис занимается бизнесом, младший сын Али — бизнесмен и политик, дочь Тамара живет со мной, работает инженером связи.
— Какой совет вы бы дали нынешним школьникам?
— (Задумался. — И.Г.) Жить достойно… Чтобы не стыдно было за каждое слово, за каждый поступок. Жить активно, участвовать в общественной жизни, а еще – любить свою Родину.
— Признайтесь, как вам удается в свои годы сохранять бодрость духа, быть активным участником общественной жизни?
— Спасибо за такую характеристику. Знаете, как в песне: «Главное, ребята, сердцем не стареть».
— Мусса Магомет-Алиевич, в заключение нашей беседы хочется поздравить вас с наступающим юбилеем. Желаю вам счастья, крепкого здоровья, оставайтесь таким же жизнерадостным человеком.

Из потока поздравлений


Уважаемый Мусса Магомет-Алиевич!
Примите искренние поздравления по случаю Юбилея — Вашего 75-летия!
В тяжелое для нашей страны время прошли Ваши детство, отрочество, юность.
События тех лет, несомненно, оставили глубокий след в Вашем сердце, придав характеру твердость, стойкость к переносимым тяготам жизни, трудолюбие, добросовестность, любовь к людям.
Эти качества на протяжении жизни Вы воспитывали в детях, работая учителем в школе. Много поколений достойных граждан ушло в жизнь с Вашими мыслями и наставлениями. Вы воспитали и своих детей в духе любви к обществу, полезности Родине, преданности ей. Я могу уверенно говорить об этом, зная хорошо Вашего младшего сына Али, с которым посчастливилось идти рядом по жизни.
Здоровья Вам, Мусса Магомет-Алиевич, долгих лет жизни, новых успехов в Вашей активной общественной деятельности.

Заместитель председателя Комитета
по безопасности Государственной Думы РФ
генерал-лейтенант
В.В. ДЯТЛЕНКО


Уважаемый Мусса Магомет-Алиевич!
Примите искренние поздравления по случаю Вашего Юбилея — 75-летия!
От всей души желаю Вам крепкого здоровья, счастья, оптимизма и дальнейших успехов в Вашей деятельности.
Пусть все Ваши надежды, стремления осуществятся, а взаимопонимание близких и друзей сопутствуют Вам всегда и во всем! Стабильности, благополучия, удачи Вам и Вашей семье!

Президент РАН,
академик Ю.С. ОСИПОВ


Автор: Сергей САХАРКОВ