ЧЕЧЕНСКИЙ ТЕАТР: ЛАВРЫ И ТЕРНИИ

17/05/2006 - 21:29

Чеченский государственный драматический театр им. Героя Советского Союза Х. Нурадилова всегда воплощал в себе лучшие черты народа, он говорил со сцены о самом сокровенном, подспудном мироощущении вайнахов. В различных драматургических произведениях он находил особую духовность, свойственную его народу. Сквозь определенность и заданность темы проступали история и трагедия вайнахов. Оправданный, стремящийся к преобразованию мира, но не терпящий компромиссов максимализм трагических образов спектаклей театра как бы предопределял и тем самым предупреждал о возможных катастрофах.
Сегодня театр проходит трудную стадию возрождения после известных трагических событий в Чечне, когда полностью была уничтожена его материально-техническая база, растеклась по белу свету вся труппа.
Как идет процесс восстановления чеченского театрального искусства? Об этом наша беседа с министром культуры Чеченской Республики, заслуженным работником культуры Российской Федерации М.К. ОСМАЕВЫМ.

Мовла Камилович, расскажите, пожалуйста, как идет возрождение национального театра?
— С первых дней воссоздания в республике министерства культуры мы в приоритетном порядке сделали акценты на возрождение театра, ансамбля танца «Вайнах» и государственной филармонии. Много усилий приложили к тому, чтобы вернуть к творческой жизни именно эти коллективы, которые как бы являются символами чеченского народа. Разыскивали актеров, танцоров, артистов, музыкантов. Я лично выезжал на встречи с ним в регионы России, в Москву. Подолгу беседовал с каждым. Результаты сегодня налицо: абсолютное большинство актеров уже задействованы в национальном театре.
С Министерством культуры Российской Федерации была достигнута договоренность о компактном обустройстве коллективов Государственного ансамбля танца «Вайнах» и Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова за пределами республики. Свыше полутораста человек (компактно, вместе с семьями) прошли почти двухлетнюю реабилитацию в санаторно-курортных учреждениях Анапы и Нальчика. Стоила эта масштабная акция серьезных финансовых издержек и нервов ее организаторам, но цель, как говорится, оправдывала средства.
А насколько пострадала материально-техническая база театрально-концертных учреждений в ходе боевых действий в Чечне?
— Основательно. Как известно, основные республиканские театрально-концертные организации до начала трагических событий базировались в Государственном театрально-концертном зале. Здесь имелись два зала, основной и малый, на 850 посадочных мест, вращающаяся сценическая площадка с сильной машинерией, множество функциональных помещений для актерского и вспомогательного персоналов…
В зале проводились все крупные мероприятия республиканского масштаба: партийные активы, торжественные заседания, совещания и так далее. Театры вперемежку организовывали репетиции, осуществляли сценические постановки… Иными словами, шел всесторонний театрально-концертный процесс. Вот это здание основательно разрушено, не стало специального оборудования, сценического реквизита, инструментов…
И какие же меры предпринимаются для создания условий стационарного функционирования театра?
 
— «Роснефть» взяла на себя финансирование восстановительных работ на здании театра с частичной его реконструкцией. На 2005 — 2006 годы уже выделено 62 миллиона рублей.
Что же касается восстановления Государственного театрально-концертного зала, то оно идет, как говорится, ни шатко ни валко. В свое время его строили примерно лет двадцать. Если же восстановительные работы будут производиться в таких объемах и темпах, как нынче, то потребуется не один десяток лет для его пуска в эксплуатацию.
Какова же роль национального театра в государственном строительстве и формировании культурной среды в обществе?
— Театр — один из главных символов государственности. Чеченский театр в 70–80-х годах ХХ века олицетворял республику, был в зените творческой славы, увенчан лаврами, входил в десятку лучших национальных театров Советского Союза.
Интересна история зарождения чеченского театра. В 1928 году большой любитель сцены Магомед Яндаров организует в Грозном постоянно действующий драматический кружок из слушателей областных курсов низовых работников.     1 мая 1931 года на базе этого кружка была открыта студия чеченского национального театра, первым директором которой стал М. Яндаров. В студию было набрано 45 человек, в основном из художественной самодеятельности, из них девять девушек. По тем временам это была революция: впервые в истории Чечни женщина выступала вместе с мужчиной на сцене театра. 15 июля 1933 года в торжественной обстановке первые студийцы показали свой дипломный спектакль по пьесе С. Бадуева «Красная крепость», посвященный событиям гражданской войны в Чечне. С того дня студия стала называться Чеченским государственным театром.
Театр сразу же завоевал широкую популярность. В конце 30-х — начале 40-х годов минувшего века многие жители окрестных сел приезжали в Грозный на лошадях, чтобы посмотреть спектакли. Для создания, так сказать, удобств для приезжающих, у театра были даже оборудованы специальные коновязи. И еще одна особенность тогдашнего зрителя — некоторые из них, в силу своей наивности, воспринимали происходящее на сцене, как реальное явление, а потому вмешивались в ход действия: забирались на сцену, выкрикивали реплики одобрения или осуждения. Говорят, в знаменитого актера Яраги Зубайраева даже стреляли из зрительного зала.



Мовла Камилович, а как идет возрождение Русского государственного драматического театра им. М. Лермонтова?
— Что же касается русского театра, о нем мы думаем с первых дней воссоздания министерства. Через СМИ обнародовали специальное обращение к деятелям культуры и искусств, вынужденно покинувшим Чечню в годы лихолетья. Мы уже возродили этот театр, силами чеченских актеров осуществили несколько постановок. Одну из них — «За чем пойдешь, то и найдешь» по пьесе Н. Островского в отрывках показали на вечере, который был организован в Центральном доме актера им. А. Яблочкиной, чем несказанно удивили организаторов вечера и бывших актеров–лермонтовцев, присутствовавших на мероприятии. Таким образом, мы открыли для бывших актеров вакансии в родном театре. Надеемся, что в недалеком будущем, по мере возможности, отдельные актеры все-таки вернутся в Грозный.
Чеченский драматический театр в последнее время зажил активной творческой жизнью…
— Да, с возвращением в театр известного режиссера Р. Хакишева жизнь его заметно оживилась. Надо сказать, что творческий потенциал актерского состава поистине огромен. Костяк театра, который в свое время удивлял театральный мир своими монументальными постановками, и доныне сохранился в полном составе. Р. Хакишев полон творческих замыслов. Даже музыкальную комедию Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан» намерен ввести в репертуар в случае сдачи в эксплуатацию хотя бы старого здания театра. В портфеле у режиссера пьесы С.Х. Нунуева «Борз-Али» и М. Ахмадова «Ушедший за саваном», раскрывающие нравственно-бытовую основу жизненного уклада чеченского этноса. В репертуаре остается комедия высокой пробы «Бож-Али» известного драматурга А. Хамидова.
Деятельность театра стала предметом обсуждения на декабрьском заседании коллегии министерства. Отмечалось, в частности, что из-за отсутствия финансирования срываются запланированные постановки. Приходится прибегать к другим способам решения творческих проблем. В Академическом Мариинском театре в Санкт-Петербурге для нашего спектакля по пьесе Ж.-Б. Мольера «Скапен, спаси любовь!» созданы декорации и сшиты костюмы на сумму 500 тысяч рублей, из них половина — на благотворительной основе. С помощью Фонда ЮНИСЕФ поставлен и показан спектакль «Спасем поколение» с привлечением в качестве актеров подростков из школьных драмкружков двадцати грозненских городских и Ачхой-Мартановских сельских школ. Таким образом, к актерскому творчеству было привлечено около 250 подростков. С Международным Комитетом Красного Креста заключен контракт об осуществлении театром в 2006 году постановки спектакля «Маленький принц» по повести А. Сент-Экзюпери. Сейчас театр занят подготовкой к III фестивалю национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ», на который повезет спектакль «Скапен, спаси любовь!».
Из всего рассказанного вами можно сделать вывод, что у чеченского театра есть будущее.
— Я уверен, вопреки всем перипетиям судьбы, наш театр вернет себе былую славу.
Великий испанский поэт, драматург и публицист Гарсиа Лорка говорил: «Театр — одно из самых действенных и полезных орудий в строительстве страны, это барометр, отмечающий ее величие и упадок. Чуткий театр, верно направленный во всех своих жанрах — от трагедии до водевиля – может в несколько лет изменить мировоззрение народа».
Давайте призадумаемся все, от первых лиц до рядовых граждан, над этими гениальными умозаключениями испанца. Они вполне приложимы к нынешней Чечне.
Автор: Сергей САХАРКОВ