ВСЕ ЗАЩИТНИКИ СТРАНЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ДОЛЖНЫ
— Хотите посмотреть на пулю в голове солдата? — начальник отделения компьютерной томографии, кабинета ангиографии и группы анестезиологической поддержки ОВКГ подполковник медицинской службы Тенгиз Джанелидзе уверенно повел мышью компьютера. На экране монитора появилось трехмерное изображение головы — как бы изнутри.
— Вот это и есть пуля, — подвел курсор Джанелидзе.
И рассказал нам вот какую историю. Солдат был ранен в голову, но остался жив. Пуля же застряла под основанием черепа у позвоночника юноши, не задев ни артерии, ни спинного, ни головного мозга. Мало того, по внешнему виду солдата нельзя сказать, что носит он в себе инородное тело, которое в любой момент может лишить парня жизни. Чувствует юноша себя вроде бы нормально, а врачи в тревоге — операция предстоит сложная…
Скажем честно: столько современной медицинской аппаратуры, помогающей специалистам в короткие сроки ставить точные диагнозы и проводить успешные операции почти на грани фантастики, как в военном госпитале, прежде нам видеть не доводилось. По словам начальника ОВКГ, заслуженного врача РФ полковника медслужбы Владимира Ватаманюка, только в последнее время поступило более двадцати наименований специализированной медтехники — компьютерные томографы трехмерного измерения, гамма-камера (единственная в ЮФО!), позволяющая полностью сканировать все органы, в том числе и сердечно-сосудистой системы. Из рентгенологических установок — приставка метроскопа для исследования сосудов. Госпиталь сегодня имеет также несколько аппаратов экспертного класса для ультразвукового исследования внутренних органов, комплекты стоматологических установок «последнего слова» техники, здесь завершается монтаж аппаратуры, предназначенной для сложных в диагностическом и лечебном плане генеалогических заболеваний (например аппарата отечественного производства для дробления камней с двумя системами наведения—рентгеновской и ультразвуковой). Практически уже установлена урологическая диагностическая система для полного исследования мочевыводящих путей. А еще военные медики со дня на день ждут поступления ядерно-магнитного резонансного томографа.
В разговоре с нами Владимир Петрович перечислил в основном наиболее масштабную лечебно-диагностическую аппаратуру. Вместе с тем среди поступающих в госпиталь новинок немало менее крупных, но не менее важных медаппаратов. Например, аппаратура слежения кардиологического центра, центра анестезиологии и реанимации — мониторирования артериального давления, пульса; аппаратура для исследования функций нервной системы. В отделениях неотложной и полостной хирургии, гинекологическом и урологическом сегодня используются видеоэндоскопические, видеолапароскопические методы лечения (для этих целей установлено пять видеолапароскопических стоек).
Заметим, что клиническим госпиталь стал пять лет назад. Вместе с тем, и сегодня он продолжает выполнять как функции окружного, так и гарнизонного медицинского лечебного учреждения. Специализированные врачебные бригады и ныне участвуют в эвакуации раненых военнослужащих из районов боевых действий, больных из отдаленных гарнизонов. Причем, как подчеркнул полковник Ватаманюк, в этом процессе, где многое зависит от оперативности работы, задействованы практически все службы госпиталя. И если б специалисты здесь не были бы всесторонне подготовленными, им бы не справиться со стоящими перед госпиталем задачами. Благо, сейчас здесь трудятся двадцать кандидатов медицинских наук. Кардиологическое же отделение возглавляет доктор медицинских наук Александр Багмет. И это не предел. Потому что еще два военных медика работают над докторскими диссертациями, а тринадцать — над кандидатскими.
Сегодня по штату в госпитале около 950 больничных коек. Ежегодно лечение здесь проходят более 14 тысяч больных и раненых, причем примерно 30 процентов — тяжелобольных военнослужащих, эвакуированных из других лечебных учреждений СКВО.
По словам Владимира Ватаманюка, военными медиками накоплен значительный опыт по выполнению хирургических операций при ранениях и травмах любой локализации. Ведь среди хирургов госпиталя и сегодня работают те, кто прошли практически все локальные войны и вооруженные конфликты последних трех десятков лет — оперировали участников боевых действий в Анголе, Афганистане, Приднестровье, на территории России — в Чечне, Северной Осетии и Ингушетии.
- Одна из особенностей нашего коллектива, — говорит полковник Ватаманюк, — это преемственность врачей разных поколений. К примеру, сейчас у нас трудятся сразу три специалиста, в разное время бывшие главными хирургами округа — Георгий Абаев, Владимир Козлитин и Сергей Татарин.
Уволившись в запас по достижению предельного возраста военной службы, они, как и ряд других медиков, продолжают работать в госпитале уже в качестве гражданского персонала, делятся с товарищами накопленным опытом.
Как подчеркнул Владимир Ватаманюк, госпиталь взял курс на разграничение лечения больных по профилям: эндокринологическому, нефрологическому и т.д. Профилированы и гастроэнтерологические отделения. Одно из них, которое возглавляет подполковник медслужбы Олег Попушин, специализируется, например, на лечении гепатитов различных форм.
Специалисты же операционного отделения, где заведующий Владимир Козлитин, наоборот, обеспечивают хирургическую работу всех отделений госпиталя.
В ОВКГ создано несколько центров, в которые объединены ряд отделений. Так, в трех отделениях ЦАРИТа (центра анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии) трудятся более ста врачей и медсестер. Здесь проходят лечение самые сложные тяжелобольные — с контузиями, ожогами, другими травмами, отравлениями, инсультами.
С вводом в эксплуатацию нового корпуса открыт кардиологический центр в составе трех отделений — инфарктного (с отделением реанимации и интенсивной терапии) и два кардиоотделения. В этом же корпусе располагается отделение функциональной диагностики. Военные медики оказывают здесь больным специализированную помощь при ишемической болезни сердца, стенокардии, гипертонической болезни и др. Если прежде для определения точного диагноза иного пациента врачам требовалось не менее недели, то сейчас постановка диагноза заболевания занимает несколько часов. В результате, за исключением тяжелобольных (с повторными инфарктами), пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями излечиваются в госпитале в короткие сроки и после восстановительного периода, как правило, возвращаются в строй.
Среди лучших специалистов госпиталя Владимир Ватаманюк назвал ведущего терапевта округа подполковника медслужбы Дмитрия Еременко, начальника кардиологического центра подполковника медслужбы Игоря Понятовского и других офицеров.
Болевые точки военной медицины
Как и у любого лечебного учреждения, у военных медиков сегодня тоже немало проблем. Взять, например, помещение кухни-столовой. Когда госпиталь строился, здесь предусмотрели всего триста мест для ходячих больных. Другие, кто передвигается с трудом, питаются в небольших обеденных залах с раздаточными, которые есть на каждом этаже госпитальных корпусов.
— Сегодня, — говорит Владимир Ватаманюк, — остро стоит вопрос о строительстве новой кухни —столовой на 500-600 посадочных мест. Вместе с тем, несмотря на тесноту, продолжает он, помещение столовой всегда у нас одно из лучших по оформлению.
Недавно оно опять преобразилось. Спасибо спонсору — председателю военно-историче
ского клуба «Южный фронт» Николаю Щербине. По словам Владимира Ватаманюка, в кухне-столовой под руководством заведующей Ольги Кохно трудится замечательный коллектив.
— Вообще службы тыла — особые службы, — подчеркивает начальник госпиталя. — При любой проверке в других воинских частях, как правило, к ним больше всего претензий. Мне же с заместителем по тылу, полковником Валерием Челышковым, считаю, повезло. Везде у него должный порядок.
Полковник Ватаманюк полагает, что успех коллектива госпиталя в целом во многом определяется, как говорили в советские времена, человеческим фактором — энтузиазмом, преданностью своему делу личного состава этого лечебного учреждения. Внезапные вызовы на службу даже гражданского персонала, ночные дежурства, длительные командировки здесь — обычные явления. Кстати, с ними неразрывно связана проблема, о которой нам рассказала главная медицинская сестра госпиталя Надежда Сластина. Это мизерная оплата труда гражданских специалистов. Так, при значительной выслуге, вместе с различными надбавками главная сестра получает зарплату в два раза меньше, чем, скажем, такой же специалист областной больницы. Что же говорить о тех, кто работает в госпитале недавно!
В прошлом году Правительством страны не были проиндексированы оклады медиков, впрочем, как и всего гражданского персонала Вооруженных сил РФ. Никоим образом медсестры госпиталя сегодня не могут рассчитывать и на доплаты, предусмотренные национальным проектом «Современное здравоохранение». А ведь именно они вместе с военными врачами обслуживали и продолжают обслуживать практически все ЧП на Северном Кавказе — оказывали помощь пострадавшим в терактах в Буденновске, под Первомайским, в Беслане.
— Только за последний год, — говорит Надежда Сластина, — в другие лечебные учреждения, где платят больше, из ОВКГ ушли тридцать восемь (!) медсестер. Новичкам же надо два-три года, чтобы полностью освоить профессию.
Обо всех этих проблемах не понаслышке знает начальник медицинской службы СКВО, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук полковник Рудольф Ан, с которым мы также встретились в госпитале. Кстати, до перевода на очередную должность офицер Ан возглавлял этот ОВКГ. Пользуясь случаем, он попросил через газету поздравить всех военных медиков с Днем защитника Отечества и пожелал подчиненным не только доброго здоровья, успехов в их нелегком труде на благо Родины, счастья в личной жизни, но и терпения, посоветовал не терять надежды на изменения в судьбе к лучшему в самое ближайшее время.