Путин против Европы

20/10/2006 - 12:03

Предполагалось, что встреча между российским президентом Владимиром Путиным и лидерами Европейского союза, которая состоится в эту пятницу в Финляндии, должна стать дружественной и неформальной. Но вместо этого европейцы едут туда стиснув зубы и нахмурив брови: они все больше опасаются действий России и при этом боятся, что энергетическая зависимость от России дает им мало козырей.

Энергетика – стратегический вопрос для ЕС, но правозащитные группы, отдельные члены Европейского союза и парламенты различных стран начали оказывать изрядное давление на своих лидеров с тем, чтобы те ясно заявили о растущей обеспокоенности в связи с тенденцией к установлению авторитарной власти в России.

Убийство на прошлой неделе в Москве широко известной правозащитницы и журналистки Анны Политковской, совершенное перед публикацией очередной разгромной статьи о жестокой войне, которую Россия ведет против чеченских сепаратистов, будет одним из первых вопросов на повестке дня. Именно такого внимания добивается большинство журналистов, освещающих саммит в городе Лахти на юге Финляндии. Президент Европейской комиссии Жозу Баррозу и Хавьер Солана, верховный комиссар ЕС по внешней политике, на этой неделе пообещали напрямую потребовать от Путина ответов по поводу ее убийства.

"Путин предположил, что ее убийцы, вероятно, намеревались бросить тень на его правительство, и утверждает, что они будут наказаны", – сообщил Солана во вторник, находясь в Люксембурге. Однако Международная федерация журналистов заявляет, что смерть Политковской – она стала 13 журналистом, убитым в России с момента прихода к власти Путина в 1999 году, – свидетельствует о "кризисе безнаказанности", с которым сталкиваются российские СМИ.

Европейцы также серьезно озабочены продолжающейся блокадой, которую Россия установила против Грузии – бывшей советской республики, которая не скрывает своего желания вступить в ЕС и НАТО. Европейские СМИ интерпретируют действия России как практически неприкрытое давление с целью защитить свою сферу влияния на Кавказе и вытеснить оттуда европейцев.

Совет министров иностранных дел ЕС объявил во вторник: "Совет выражает серьезную озабоченность мерами, принятыми Российской Федерацией в отношении Грузии, а также их экономическими, политическими и гуманитарными последствиями".

Члены совета также обеспокоены облавами на грузинских "нелегальных иммигрантов" на территории России с целью их депортации. На прошлой неделе один из подвергнутых высылке скончался в московском аэропорту Домодедово. Совет требует "прекратить преследования грузин на территории Российской Федерации".

Посол России в ЕС Владимир Чижов поверг европейцев в шок, ответив на заявления ЕС предупреждением, что президент Путин будет недоволен, если европейские лидеры в Финляндии решат прочитать ему лекцию о правах человека, "пока этнические русские в Эстонии и Латвии имеют статус "неграждан".

В настоящий момент свой первый визит в страны Балтии совершает королева Великобритании Елизавета II. Ее встречают огромные толпы людей, что свидетельствует о новом самосознании жителей этих стран, вступивших в ЕС и НАТО после крушения советской власти. Чижов, которого, судя по всему, раздражает высочайший визит, считает также, что Евросоюзу не следует учить русских демократии, потому что внутри ЕС имеются свои недостатки. Один из них – Палата лордов британского парламента, которая формируется невыборным путем.

Помимо этих основных вопросов, связанных с правами человека и явным отступлением России от демократии, Евросоюз больше всего озабочен намерением России использовать новые нефтяные богатства и свой практически полный контроль над газопроводами Европы для того, чтобы навязать крайне невыгодную сделку по вопросам нефти и экспорта. Россия отказалась ратифицировать международную Энергетическую хартию и транзитный протокол, подписанный в 1991 году, по которому она должна открыть свои газопроводы для транзитных поставок природного газа из Центральной Азии в Европу.

Администрация Путина сделала одной из главных задач постановку под государственный контроль энергетических запасов и трубопроводов, для чего стала подавлять западные и частные нефтяные компании с целью обеспечить доминирование в отрасли государственных энергетических гигантов, подобных "Газпрому". В настоящий момент администрация силой заставляет пересматривать условия договоров, заключенных в 1990-е годы, когда Россия была беднее и активно нуждалась в западном профессионализме. Конфликт с Грузией также связан с нефтью, поскольку новый трубопровод, строящийся на западные деньги на территории Грузии для поставок азербайджанской нефти из Каспийского бассейна, – одна из немногих брешей в российском контроле за трубопроводами.

Путин твердо отказался ратифицировать Энергетическую хартию, заявив, что она "не отвечает национальным интересам", несмотря на то что европейские лидеры на саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге предупредили, что соблюдение хартии станет "для России проверкой на честность". Путин также постарался с помощью нефтяного оружия вызвать раскол в ЕС, подписав контракт с бывшим немецким канцлером Герхадом Шредером на строительство трубопровода по дну Балтийского моря, который позволит поставлять российский газ в Германию напрямую, а не через Польшу и Украину, которые больше не смогут контролировать транзит. Позднее Шредер занял высокооплачиваемую должность в российском консорциуме, чем вызвал гнев Польши.

Ранее в этом месяце Путин вновь попытался использовать тактику "разделяй и властвуй", предложив Германии исключительный доступ к Штокмановскому газовому месторождению, отказавшись от планов по участию в проекте российских и французских энергетических групп. На этот раз Германия во главе с канцлером Ангелой Меркель отвергла российское предложение, вместо этого подписав с Францией энергетический пакт, по которому обе стороны будут стремиться к созданию единого рынка и подписанию контрактов с Евросоюзом в целом для установления сбалансированных энергетических отношений с Россией.

С одной стороны, вероятна сделка, по которой европейцы получат трубопровод и право на использование российской энергии, а Россия взамен – право покупать акции европейских энергетических компаний, включая розничных поставщиков нефти и газа. В результате европейские компании смогут заняться добычей нефти в России, а Россия – сбытом нефтепродуктов в Евросоюзе.

Однако для достижения такого соглашения понадобятся сложные переговоры, и, вероятно, будет сказано множество слов – и предпринято мало действий – по поводу прав человека в России и ее сползания к авторитаризму. Тем не менее, в долгосрочной перспективе, похоже, окажутся правы те русские циники, которые говорят, что с приходом зимних холодов для ЕС энергетические поставки станут дороже прав человека.

Мартин УОКЕР

Автор: Сергей САХАРКОВ