Эксперт Вячеслав Богаткин рассказал о перспективах киберспорта

26/06/2025 - 17:04
Фото: 

Сгенерировано нейросетью шедеврум

На вопросы ЮФ о перспективах киберспорта отвечает Вячеслав Богаткин, генеральный директор студии разработки игр и цифровых решений AppFox.

Как эволюционирует сцена киберспорта в ближайшие годы?

Киберспорт уже давно вышел за рамки нишевого увлечения и всё больше становится частью массовой культуры. Сегодня это не только турниры, но и шоу, сотрудничество с брендами вроде Netflix, Mercedes или Coca-Cola, и даже элементы кино и интерактива. Турниры превращаются в настоящие медиасобытия, а зрители получают не просто трансляцию, а полноценное развлекательное шоу.

Появляются форматы с дополненной реальностью, шоу-матчи, думаю, что уже недалеко до турниров в метавселенных. Одновременно технологии, особенно искусственный интеллект, упрощают путь в киберспорт: открытые рейтинги, онлайн-лиги и платформы дают шанс даже новичкам заявить о себе на мировом уровне.

Какие тренды стоит отслеживать?

Мобильный киберспорт. Сейчас он развивается бешеными темпами, особенно в Азии и Латинской Америке. Игры Honor of Kings, PUBG Mobile, Free Fire становятся полноценными дисциплинами с миллионными призовыми наградами. Но не у нас, у нас пока слабо. Есть зачатки в СНГ. Создание инфраструктуры вокруг игроков. От ментального здоровья до карьеры после про-сцены. Сейчас организации инвестируют не только в игроков, но и в их бренды. Вижу тенденцию на женский киберспорт, становится всё больше турниров, академий и спонсорских контрактов нацеленых на вовлечение женщин. Внедрение фан-токенов для болельщиков, NFT, ставок через блокчейн, внутриигровой валюты и элементов фэнтези-менеджмента. Один из важных трендов — появление стабильных лиг с фиксированными командами, как в футболе или баскетболе. Например, у таких игр, как League of Legends или Call of Duty, уже есть свои официальные лиги с постоянными участниками. Это помогает выстраивать долгосрочные отношения с болельщиками и спонсорами, в отличие от разовых турниров, где каждый раз всё начинается с нуля.

Какая страна сегодня показывает наибольшие темпы развития?

Без сомнений Саудовская Аравия. То, что делает Savvy Games Group (дочерняя структура Public Investment Fund), — это не просто инвестиции, это настоящая экспансия. Они скупают студии, проводят глобальные турниры (Gamers8, ESL One Riyadh), выстраивают инфраструктуру с прицелом на десятилетия.

Параллельно Индонезия, Филиппины и Бразилия активно наращивают своё влияние за счёт мобильного киберспорта. Там сформировалась преданная и массовая фан-база, при этом себестоимость организации команд ниже, чем в Европе или США.

Какие места занимают российские киберспортивные команды?

Российские киберспортивные команды в 2025 году сохраняют высокую конкурентоспособность на мировой арене, несмотря на внешнеполитические ограничения, санкции и частичную изоляцию от некоторых западных экосистем. Их успехи варьируются от уверенного доминирования в классических дисциплинах до отсутствия представительства в новых франшизных лигах и мобильных форматах.

Конкретные примеры из самых популярных направлений киберсцены:

Игра Dota 2. Команда Team Spirit лидеры мировой сцены. Команда считается флагманом Dota-сообщества и главной силой в Восточной Европе. 1–2 место в мировом рейтинге (по ESL и Liquipedia). Победа на The International 2021, топ-4 на TI 2023, стабильные выступления в ESL Pro Tour 2024–2025. Команда 9Pandas входит в топ-10 мира, регулярно участвует в крупных турнирах (ESL One, DreamLeague). Уверенно держится в верхних позициях региональных лиг. Команда Virtus.pro (VP) после реструктуризации вернулась в топ-15. Побеждает на Tier-2 турнирах, периодически попадает на мейджоры.

Игра Counter-Strike 2 (CS2). Команда Team Spirit (CS-состав) занимает 2–3 место в мире (июнь 2025). Победители IEM Katowice 2024, финалисты BLAST Premier Spring 2025. Их игрок donk признан лучшим игроком мира HLTV в 2024 году и является фаворитом 2025-го. Команда Cloud9 - это интернациональная команда, но с российским ядром (игроки sh1ro, Ax1Le). Занимает топ-5 мирового рейтинга, стабильный участник всех Tier-1 турниров. Команда Virtus.pro держится в топ-15, но пока не возвращается в финальные стадии крупных чемпионатов.

Что касается мобильного киберспорта, то тут российские команды вне топ-20 мировых рейтингов. Инфраструктура мобильного киберспорта развита у нас слабо по сравнению с Юго-Восточной Азией и Латинской Америкой. Есть зачатки роста в рамках СНГ-лиг и отдельных турниров (например, от My.Games), но до международного уровня пока далеко.

Автор: Дмитрий Охорзин