Увеличение утильсбора с 1 ноября скажется на ростовском авторынке

17/09/2025 - 20:00

С 1 ноября в Ростовской области и других регионах России начнет действовать обновленная система начисления утилизационного сбора. Эксперты полагают, что нововведение негативно отразится на импорте автомобилей из-за рубежа.

Изначально утилизационный сбор задумывался как механизм защиты окружающей среды, применяемый ко всем видам транспорта, эксплуатируемого в России. Он предполагает предварительную компенсацию затрат на переработку автомобилей, отслуживших свой срок, посредством включения соответствующего налога в их стоимость.

Размер утильсбора для каждого автомобиля определяется двумя факторами: базовой ставкой и коэффициентом. В настоящее время базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 000 рублей, а коэффициент зависит от объема двигателя и возраста автомобиля (давности его регистрации).

Действующее законодательство предусматривает льготы для физических лиц при покупке автомобилей за границей. Раз в год можно воспользоваться понижающим коэффициентом, что позволяет существенно снизить уплачиваемый утильсбор. Для новых автомобилей он составляет 3 400 рублей, а для автомобилей старше 3 лет – 5 200 рублей.

Действующая система стимулировала ввоз автомобилей с мощными двигателями, но небольшим рабочим объемом, а также увеличила спрос на электромобили и гибриды. В связи с этим Министерство промышленности и торговли инициировало пересмотр порядка расчета утильсбора.

Согласно новому законопроекту, расчет утильсбора на основании объема двигателя признан неактуальным. С 1 ноября коэффициент будет определяться исходя из мощности двигателя (базовая ставка по-прежнему будет зависеть от объема двигателя, а также типа двигателя). Таким образом, чем выше мощность автомобиля, тем больше сумма утилизационного сбора.

Чтобы избежать резкого увеличения цен, Минпромторг намерен сохранить льготы для автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил. К автомобилям, превышающим этот порог, будет применяться коммерческий сбор, что, по оценкам аналитиков, затронет автопарки всех регионов.

Электромобили и гибриды окажутся в числе наиболее пострадавших. Из-за высокой мощности утилизационный сбор для них существенно возрастет, что снизит их экономическую привлекательность, считают эксперты, мнение которых привел "МК-Ростов".

Автор: Елена БЫСТРОВА