РТФ: забастовка остаётся самым эффективным методом решения конфликтов с работодателем

Рабочие, руки
24/02/2025 - 12:09
Фото: 

gpointstudio/freepik.com

Согласно ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Сегодня мы вместе с представителем Российского Трудового Фронта (РТФ), рабочим организатором Рустамом Булатовым постараемся раскрыть основные моменты возникновения, разрешения и последствий трудовых споров.

Что такое трудовые споры?

Трудовые споры — это правовые разногласия, возникающие в процессе отношений между работником и работодателем. К ним относятся такие вопросы, как прием и увольнение, начисление, задержка и невыплата заработной платы, а также соблюдение условий труда, правил внутреннего распорядка и норм конфиденциальности.

Классификация трудовых споров

Трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные трудовые споры — это разногласия, возникающие между работодателем и отдельным работником.

Индивидуальный спор может возникнуть, если одна из сторон нарушает условия внутреннего документа, регулирующего их отношения, например, коллективного договора, локального нормативного акта или трудового договора.

Процесс разрешения индивидуальных споров

Индивидуальные споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам (КТС) или судом.

КТС может быть созвана по инициативе как работника, так и работодателя.

«Если такой комиссии нет, ее можно создать в течение 10 календарных дней с момента возникновения конфликта, начиная с даты, когда одна из сторон инициировала ее создание» — добавляет Рустам Булатов.

Затем стороны конфликта назначают своих представителей в КТС. Если одна из сторон не сделает этого в течение 10 дней, она может быть подвергнута штрафу.

В состав комиссии входит равное количество представителей от каждой стороны. Работодатель назначает своих представителей приказом, а работники выбирают своих представителей на общем собрании.

КТС выбирает председателя, его заместителя и секретаря, а также изготавливает печать, после чего начинает свою работу.

Этапы обращения в КТС:

1. Подача заявления. Работник может подать заявление в течение трех месяцев с момента, когда он узнал о нарушении своих прав. Если срок нарушен, комиссия может восстановить его, если причины будут признаны уважительными;

2. Рассмотрение спора. Комиссия обязана рассмотреть дело в течение десяти календарных дней после регистрации заявления в присутствии работника, работодателя или их представителей. Если кто-то из участников не пришел, заседание переносится. КТС имеет право опрашивать свидетелей, приглашать экспертов и запрашивать документы. Все это фиксируется в протоколе, который подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью комиссии;

3. Вынесение решения. Решение принимается большинством голосов на тайном голосовании и считается правомерным, если на заседании присутствует не менее половины участников от каждой стороны. В течение трех дней работник и работодатель получают заверенные копии решения;

4. Обжалование решения. После получения копии решения у сторон спора есть 10 дней для его обжалования в суде;

5. Исполнение решения. Если в течение десяти дней на решение комиссии не подана жалоба в суд, оно должно быть исполнено в течение трех дней.

Разрешение индивидуального трудового спора через суд

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Если одна из сторон не согласна с вынесенным решением суда, у нее есть возможность его обжаловать.

Если решение еще не вступило в законную силу, можно подать апелляцию.

Срок для подачи апелляции составляет один месяц с момента вынесения решения. После того как решение вступит в силу, его можно обжаловать в кассационном суде в течение трех месяцев.

Коллективные трудовые споры

Коллективные трудовые споры представляют собой разногласия между работодателем и группой работников. Они возникают, когда работодатель совершает действия, которые затрагивают интересы всех сотрудников или определенной их части.

«Это может быть попытка изменить условия коллективного договора или локального акта, что повлияет на всех работников, или игнорирование мнения профсоюза при принятии новых локальных нормативных актов», — поясняет представитель РТФ.

Процесс разрешения коллективных споров:

  1. Примирительная комиссия. Эта комиссия создается представителями работников и работодателем. Члены комиссии собираются для изучения материалов дела и стремятся достичь согласия между сторонами спора. Если им удается найти компромисс, принимается соответствующее решение. На рассмотрение спора у комиссии отводится три рабочих дня. Результаты работы комиссии фиксируются в протоколе, который обязаны выполнить обе стороны;
  2. Привлечение посредника. Если примирительная комиссия не смогла достичь согласия, стороны могут обратиться к независимому посреднику. Если стороны сразу решают обратиться в трудовой арбитраж, этап с посредником можно пропустить. По закону посредником может стать любой человек, которого стороны считают компетентным. Роструд может предложить кандидатуру посредника по запросу. Стороны должны решить, будут ли они приглашать посредника, в течение одного рабочего дня с момента начала спора. Если согласие не достигнуто, составляется протокол об отказе от этой процедуры, и следующим шагом становится обращение в трудовой арбитраж. Когда посредник выбран, у сторон есть три рабочих дня для разрешения конфликта с его помощью. Если стороны приходят к соглашению, это фиксируется письменно. В противном случае составляется протокол разногласий, и дело передается в трудовой арбитраж;
  3. Трудовой арбитраж. Это орган, который рассматривает коллективные трудовые споры. Трудовой арбитраж изучает обращения сторон, собирает необходимые документы и информацию по делу, а также информирует органы власти о возможных социальных последствиях конфликта. Срок рассмотрения спора в трудовом арбитраже составляет до трех рабочих дней на локальном уровне и до пяти рабочих дней на других уровнях. Этот срок начинается с момента создания временного арбитража или передачи дела в постоянный арбитраж. Если стороны не достигают согласия даже в трудовом арбитраже, следующим шагом может стать забастовка;
  4. Забастовка. Забастовка — это временный и добровольный отказ работников выполнять свои трудовые обязанности полностью или частично с целью разрешения коллективного трудового спора. Забастовка может продолжаться до тех пор, пока работодатель не выполнит требования работников, стороны не достигнут соглашения, работники не прекратят забастовку или суд не признает ее незаконной. Работодатель должен быть уведомлен о забастовке минимум за пять дней до ее начала.

«В условиях современного рыночного общества трудящимся становится все труднее защищать свои интересы без обращения к крайнему, но, на наш взгляд, наиболее эффективному методу разрешения конфликтов с работодателем — забастовке.

Работодатель не понимает «по-хорошему»? Объединяйтесь с коллегами, отстаивайте своё законное право на достойный труд!», — заключил представитель Российского Трудового Фронта Рустам Булатов.

Ранее эксперт РТФ Александр Батов рассказал, как подготовить жалобу на нерадивого работодателя.

Автор: Ольштынский Дмитрий