Эксперт Дмитрий Груздев рассказал, как государство борется с недобросовестными продавцами маркетплейсов

Покупки на маркетплейсах
27/06/2025 - 09:09
Фото: 

advgazeta.ru / Фотобанк Freepik

Электронные торговые площадки пользуются у россиян всё большей популярностью. Возможность выбрать товар не выходя из дома удобна для многих.

Однако далеко не всегда реальность оправдывает ожидания и доставленные товары, мягко выражаясь, не соответствуют заявленным характеристикам и обещанному качеству.

Как же не попасться на уловки недобросовестных продавцов и защититься от контрафактной продукции?

Управляющий партнер ГК “Терминал Никольский” Дмитрий Груздев рассказал “Южному федеральному”, какая работа проводится для защиты покупателей на государственном уровне.

Напомним, в России основными цифровыми торговыми площадками являются Wildberries, Ozon, “Яндекс Маркет” и “Мегамаркет”. Итоги прошлого года показали, что через них было оформлено 5 млрд онлайн-заказов. Однако ситуация усугубляется тем, что значительная часть проданных товаров - подделка или нелегально ввезённые товары.

Рассмотрим, что государство предпринимает, чтобы изменить ситуацию.

- Сегодня крупные компании почти полностью отказались от серых схем. Причина — цифровизация налогового контроля. Электронные счета-фактуры, цифровой учет деклараций и маркировок делают невозможной реализацию контрабандного товара через официальные сети вроде “М-Видео” или “Эльдорадо”, с которыми такие компании работают, - поясняет Дмитрий Груздев.

Одновременно на маркетплейсах “царит правовой полумрак”.

- Площадки формально позиционируют себя как электронные витрины, а не магазины. Они не несут ответственности за происхождение товара и не проверяют цепочку поставки. Ситуация меняется, но очень медленно: государство пытается возложить на маркетплейсы какие-то функции контроля, но последние не торопятся им в этом помогать, - добавляет эксперт.

По понятным причинам прямой статистики объёмов серого импорта нет, но есть косвенные данные, которые говорят о масштабах проблемы. По словам Дмитрия Груздева, например, когда “Честный знак” стал обязательным для биологически активных добавок, выяснилось, что государство ранее не видело до 70% этого рынка.

- Это официальная статистика. По оценкам участников рынка, до двух третей товаров из других популярных категорий на маркетплейсах (в сегменте небольших продавцов) также могут проходить по “серым” схемам, - отмечает он.

Говоря о системе “Честный знак”, эксперт поясняет, что она внедрялась как инструмент повышения прозрачности товарооборота, поэтому важно понимать: она не проверяет подлинность товара. Её задача — отследить путь продукции от производителя или импортера до потребителя. При этом происхождение товара система не подтверждает, она работает только на уровне таможенного контроля и налоговой прозрачности: если товар не задекларирован, маркировку к нему не получить.

- Но если “серый” товар переодет в “белый” с помощью фиктивной фабрики — эта система бессильна. Даже если происхождение товара заведомо сомнительно, при наличии всех документов он будет считаться легальным, - добавляет Дмитрий Груздев.

Так поддельная продукция может попасть в легальный оборот. “Честный знак” фиксирует её как якобы российскую или легально ввезенную, но не способен проверить, действительно ли она таковой является. По сути, маркировка работает как камера на перекрестке: если она есть — большинство водителей будут соблюдать правила, если камеры нет — система остается формальностью.

Какие же меры предпринимает государство?

- В Уголовный кодекс РФ еще в начале 90-х была внесена статья о борьбе с контрафактом, но в условиях электронной коммерции она практически не применяется. Причина проста: у государства сегодня недостаточно инструментов для регулирования онлайн-ритейла, - комментирует эксперт, добавляя, что масштабные перемены для всех участников рынка не заставят себя долго ждать.

Так, в кабмин уже внесён законопроект “О платформенной экономике”, который должен навести порядок в отношениях между маркетплейсами, селлерами и покупателями. Он может вступить в силу уже в сентябре этого года, и тогда площадки и продавцы будут обязаны прикреплять ссылки на разрешительные документы к карточкам товаров, если продукция подлежит сертификации или декларированию. Кроме того, селлеров обяжут указывать в карточке товара, что он подлежит обязательной маркировке, а сам маркетплейс не является его продавцом. При этом площадки по-прежнему не будут нести ответственность за нарушение интеллектуальных прав продавцов (например, если тот продал товар под чужим брендом).

Одновременно сейчас проводится эксперимент Минпромторга. Ведомство мониторит производителей одежды и обуви, сверяя, насколько честно они подают данные в “Честный знак”. Фирмы без реального производства, которые просто клеят этикетки на чужие товары, в скором времени не смогут получать коды маркировки.

Кроме того в планах государства запретить предпринимателям использовать чужие сертификаты. Информацию будут сверять по базам Роспотребнадзора, Росаккредитации и ЕЭК. Когда к этим базам подключат маркетплейсы, нелегальные карточки товаров будут блокироваться автоматически.

Нельзя не отметить и проведение проверок сертификационных центров. Так, с осени прошлого года Роскачество начало проводить масштабные контрольные закупки. Пока основное внимание обращено на обувь и игрушки, поскольку в этих категориях чаще всего выявляются нарушения.

- В общем, онлайн-ритейл ждет более жесткое регулирование. Государство заинтересовано в том, чтобы маркетплейсы перестали быть просто витриной и начали наконец нести ответственность за прозрачность торгового оборота. И если это произойдет, “серые” игроки не смогут дальше применять свои нелегальные схемы, - выражает мнение эксперт.

Покупателям в данной ситуации беспокоиться не о чем, поскольку спрос будет закрываться другими, более "прозрачными" участниками рынка. А вот структура продавцов на торговых площадках изменится радикально.

- Полный переход на обязательную маркировку — вопрос времени. Как только вступит в силу законопроект о платформенной экономике, у государства появятся реальные рычаги воздействия на теневой рынок. И тогда в выигрыше окажутся не только налоговая система, но и потребители — за счет большей прозрачности рынка и снижения доли фальсификата. А пока все держится на желании бизнеса быть честным или хотя бы казаться таким, - резюмирует Дмитрий Груздев.

Автор: Бабенкова Екатерина