«Беседы о кино»: Насколько жизнеспособен проект «Черное зеркало»

13/05/2025 - 11:47
Фото: 

«Черное зеркало»

«Черное зеркало» - британский научно-фантастический сериал-антология, созданный Чарли Брукером. Каждый эпизод - это отдельная история с новыми персонажами, местом и временем действия, объединённая сквозной темой: влияние современных и будущих технологий на человеческую жизнь, мораль и общество.

«Черное зеркало» остроумно и часто жестко сатирически показывает, как технологии могут менять общество, отношения и саму человеческую природу - не всегда к лучшему. В центре внимания - темы цифровой идентичности, приватности, зависимости от гаджетов, социальных сетей, виртуальной реальности, а также вопросы морали и личного выбора в новых технологических условиях.

В апреле 2025 года стартовал седьмой сезон «Черного зеркала».  Если первые сезоны получили признание за оригинальность идей, глубину и эмоциональное воздействие, то после перехода на Netflix сериал стал более масштабным, но критики отмечают неравномерность его качества. Седьмой сезон отличается ещё большей мрачностью и фатализмом, акцент смещается с технологической паранойи на внутренний мир человека, что делает сериал более зрелым и глубоким. 

Оценки последнего седьмого сезона и рейтинги серий внутри него неожиданно разнятся как на профильных ресурсах, посвящённых кино, так и в блогах ценителей сериала. Этот феномен привлек внимание эксперта по цифровым технологиям Максима Федоренко и кинокритика, кандидата философских наук Дениса Парамонова.

В рамках проекта «Беседы о кино» эксперты обсудили «Черное зеркало» - сериал, который даже при наличии откровенно неудачных эпизодов, остается одним из самых ярких и обсуждаемых явлений современной телевизионной фантастики.

Денис Парамонов: Седьмой сезон «Чёрного зеркала» порадовал не столько футурошоком, сколько диегезисом, внутренним миром нового синематографа, возрождённых в ИИ экранных персонажей голливудских мелодрам и геймерских метавселенных - 3 и 6 серии, соответственно. В этом повороте к классике (как нуаров 50-х, так и начала 90-х, если иметь ввиду геймеров) проект обнаруживает потенциал, который явно растерял после предшествующих сезонов.

Максим Федоренко: Я более скептичен в отношении жизнеспособности проекта «Чёрное зеркало». Если Вы подчёркиваете диегезис, то я отказываю даже этому сезону в иммерсивности. Зрителей (меня, в частности), не захватывают истории, предложенные командой сериала, хотя бы потому, что идентифицироваться с героями всё более затруднительно. И дело не в том, что предложенные миры (будущего, или возрождённого прошлого, о которых Вы говорите) сильно отличаются от нашего, а в отсутствии мощного конфликта. Если первый сезон был начинён конфликтогенностью и потому сразу обратил на себя внимание, то, увы, и седьмой сезон, как и предшествующие, рассказываются без пружин противостояния.

Денис Парамонов: Проект «Черное зеркало» был настолько амбициозен и даже нарциссичен, что предполагал рассказ новелл без сквозного сюжета и раскрытия «арки» героев. Если хотя бы каждый сезон рассказывал одну историю, как, например, в «Настоящем детективе», то иммерсивности бы, безусловно, прибавилось. А уж если «протягивать» общий конфликт через все сезоны с перипетиями из прогнозируемого будущего, как это сделано в «Мире Дикого Запада», то «движок» работал бы эффективнее.

Вопрос: насколько сама установка на мозаичность сезона и никак не связанные с собой серии продуктивна? Создатели сериала, скорее всего, стояли перед выбором: отказаться от дальнейших съёмок или попытаться найти решение, освежающее проект. И оно найдено – реновация ретро-классики, которая сама по себе уже забывается и на стыке той же самой актёрской игры, например, актёра из будущего и голливудской звезды 50-х (воспроизведённой командой сериала, как они это понимают сейчас), придаёт проекту необходимый рефреш.

Мы как бы воздаём оммаж эстетике прошлого и направляем силу современного искусства не в футурошок, а в Красоту. В принципе, можно вспомнить опыты художников эпохи дадаизма и футуризма, все эти коллажи, неожиданные комбинации визуальных элементов и т.д.

Максим Федоренко: При этом ряд предложенных приёмов вторичен. Самая популярная (с долей условности, ввиду значительного разброса оценок) 5 серия, про восстановление прошлого исходя из анализа фотографий (главного героя – Пол Джаматти), воспроизводит техники кинокартины «Особое мнение» по рассказам Филиппа Дика с Томом Крузом в главной роли. Идея последней серии про создание игровых вселенных из похищенного ДНК тоже не раз встречается в кино и фантастической литературе. Конечно, придумать оригинальную историю на каждую серию сезона – задание не из лёгких. Но если мы берём установку на будущее - future, то без футурошока – никуда, никакой коллаж не поможет. Подхватывая Вашу метафору с дадаизмом, я бы на месте архитекторов «Черного зеркала» подумал бы о вплетении в картину 3D-объектов и ещё более форсированную диджитализацию. Короткометражка «Сигма 001» про искусственный интеллект стОит нескольких серий, если не всего сезона «Черного зеркала».

Автор: Камаева Анна