Ученые оживили замороженных 24 тысячи лет назад червей

08/06/2021 - 18:33

Биологам удалось оживить нескольких червей-коловраток, пребывавших в вечной мерзлоте в Якутии более двадцати четырех тысяч лет. Публикация о «воскрешении» сделал журнал Current Biology.

«В настоящее время это четкое свидетельство того, что многоклеточные организмs могут прожить десятки лет в состоянии практически полной остановки обмена веществ», - отметил научный сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Станислав Малявин.

Коловратки одни из самых примитивных многоклеточных существ. Однако, они интересуют биологов благодаря отказу от полового размножения, которое не привело коловраток к вымиранию. Вторым немаловажным фактом является то, что им удается пережить продолжительную засуху. Коловратки могут выводить всю жидкость из клеток, а также вырабатывать вещества, которые помогут полностью восстановиться после заверения неблагоприятных жизненных условий.

Коллаборация ученых из России, США, Чехии и Германии заинтересовалась, насколько долго коловратки, высушившие себя, смогут оставаться жизнеспособными. Ученые нашли несколько образцов почвы в вечной мерзлоте с этими беспозвоночными животными. Им удалось определить точный возраст червей благодаря радиоуглеродному анализу.

Следующий этап исследования проходил в лабораторных условиях. Исследователям предстояло изучить геном беспозвоночных. Благодаря анализу генома удалось выяснить, что якутские коловратки генетически близки к современному виду представителей Adineta vaga, которые распростанены на территории Бельгии.

«Воскрешённые» беспозвоночные без проблем пережили повторную заморозку. Причем современные коловратки утратили данный навык и их клетки моментально разрушаются при кристаллизации внутриклеточной жидкости.

По мнению ученых, это один из защитных механизмов коловраток. В том случае, если исследователям удастся понять этот механизм, они смогут уберечь ткани человека и других млекопитающих в случае необходимо заморозки.

«Нам удалось осуществить мечту многих писателей-фантастов. Мы обнаружили свидетельства того, что многоклеточные организмы могут быть заморожены и храниться многие сотни лет, а затем возвращены к жизни. Разумеется, на данном этапе исследования это неприменимо к более сложным многоклеточным, но наука движется вперед», - подчеркнул Малявин.

Автор: Мария Федоркина