Революция на экране: Как искусственный интеллект переписывает правила киноиндустрии

ЮФ/Максим Федоренко
Современный кинематограф переживает эпоху перемен, вызванную стремительным развитием искусственного интеллекта (ИИ). Новые технологии проникают во все аспекты кинопроизводства - от зарождения идеи до финального монтажа и создания впечатляющих спецэффектов.
Каждое появление ИИ в кино порождает оживленные дискуссии и неоднозначные оценки. Недавний релиз проекта российского режиссера Валерии Гай-Германики - шестиминутного сериала, сценарий для которого был написан нейросетью ChatGPT, вновь вызвал волну обсуждений в российском кинематографическом сообществе.
Максим Федоренко, директор Международного института проблем устойчивого развития (МИПУР) и эксперт в области цифровых технологий, убежден, что специалистов, знакомых с потенциалом нейросетей, уже сложно удивить сценарием, созданным искусственным интеллектом.
Он напомнил, что не так давно состоялась премьера полнометражного фильма "Королева пиратов: Чжэн И Сао" совместного производства Малайзии и Сингапура, при создании которого ИИ играл ключевую роль на всех этапах.
Современные нейросети, такие как ChatGPT, Claude и другие, уже давно способны генерировать не только отдельные диалоги, но и целые сюжетные линии и полноценные сценарии. Искусственный интеллект прочно вошел в мир кино, подчеркивает эксперт.
-Кинематограф стоит на пороге революции, которая кардинально изменит наше представление о возможностях киноискусства. Виртуальная реальность, искусственный интеллект, нейроинтерфейсы и другие прорывные технологии превратят пассивное созерцание в захватывающее интерактивное погружение, где зритель станет не просто сторонним наблюдателем, а активным участником событий. Например, Netflix и Disney экспериментируют с алгоритмами, которые могут менять сюжет в зависимости от реакции зрителя.
Что касается производственного процесса, то ИИ уже сегодня способен создавать полноценные сценарии, генерировать диалоги и даже создавать цифровых актеров. В перспективе, нейросети смогут генерировать персонажей, полностью соответствующих запросам зрителя. При создании сериалов ИИ сможет адаптировать сюжет в режиме реального времени, опираясь на реакцию аудитории, - уверен Максим Федоренко.
Эксперт также предполагает, что в будущем кинопроизводство может полностью отказаться от использования камер. Уже сегодня существуют технологии, позволяющие нейросетям создавать невероятно реалистичные изображения на основе текстовых описаний. Технологии, такие как DALL·E, Sora (OpenAI), позволяют "рисовать" фильмы по текстовому запросу пользователя. В будущем режиссер сможет просто описать программе то, что он хочет увидеть на экране, а нейросеть мгновенно создаст необходимые кадры.
Что касается зрителей, Максим Федоренко допускает, что кинотеатры будущего могут исчезнуть в привычном для нас виде, уступив место индивидуальным VR-шлемам и AR-очкам.
-Представьте, что фильмы станут 360-градусными, а зрители смогут свободно перемещаться внутри сцены, рассматривать детали и даже влиять на сюжет. Например, вместо того чтобы просто смотреть на диалог героев, можно будет подойти ближе, осмотреться или даже выбрать реплику за персонажа.
ИИ уже сегодня трансформирует саму концепцию кинематографа, делая его более увлекательным, доступным и персонализированным для зрителя. Представьте себе фильм, который чувствует ваше настроение и подстраивается под него. С помощью нейроинтерфейсов (таких как Neuralink или аналогичных разработок) кино сможет менять цветовую гамму и музыкальное сопровождение в соответствии с вашими предпочтениями, усиливая эффект присутствия. Более того, зритель сможет сам стать творцом, например, создавая фильмы на основе собственных сновидений. Это и есть персонификация кино с помощью цифровых технологий.
Киноиндустрия всегда находилась в авангарде технологических инноваций, и искусственный интеллект, безусловно, играет ключевую роль в ее будущем. Потенциал цифровых технологий в кинематографе только начинает раскрываться. Кино больше не будет ограничено экраном — оно превратится в полноценный цифровой мир, заключил Максим Федоренко.