Археологами раскрыта тайна кремневых фигурок, найденных в Иордании

07/08/2020 - 07:16

Исследование, проведённое международной командой археологов, пролило свет на предназначение кремневых фигурок, найденных в местечке Харайсин в Иордании.

Эти фигурки, изображавшие как мужчин, так и женщин, которые были сделаны в эпоху неолита, оказались ритуальными предметами. Археологи в основном находили их в древних захоронениях, которые были обнаружены в долине реки Зарка в Иордании. Всего таких кремневых фигурок было найдено более ста.

Учёные не сразу признали в иорданских фигурках мужские и женские изображения. Но новое исследование, в рамках которого был проведён морфологический анализ, показало, что древние артефакты схожи со статуэтками неолита, найденными при раскопках в Польше.

По словам археологов, они изготавливались в эпоху неолита по примитивной технологии. Мастер в кусочке ремня вырезал лишь углубления, которые указывали на бедра и плечи.Статуэтки из Харайсина датируются 8 тыс. до н. э. Исследователи считают, что такие фигурки древние люди специально изготавливали для обрядов погребения умерших.

Но ещё недавно это считалось просто гипотезой, так как артефакты находили не только в местах захоронения, но и в особых тайниках, где были сложены все вместе. Подобные тайники с человеческими фигурками ранее были найдены в Сирии, но в них также хранились и древние инструменты. Рядом с такими тайниками археологи не находили человеческих останков. Позднее учёные заявили, что эти тайники вовсе таковыми не являются — это своего рода мусорные ямы, куда выбрасывались ненужные, сломанные или испорченные фигурки. К такому выводу археологи пришли, изучив древние находки в лабораторных условиях, они не нашли на фигурках следов износа.

Это значит, что кремневые фигурки попали в ямы почти сразу после изготовления, то есть просто были выброшены, пишет «Российская Газета», ссылаясь на журнал «Antiquity».

Автор: Тамара Салахова