Американские исследователи выяснили, как появились загадочные рисунки в пустынях по всему миру

28/02/2023 - 05:54

Таинственные узоры, напоминающие пчелиные соты, найдены в соляных пустынях по всему миру. Их происхождение вызывало много вопросов, но теперь ученые справились с этой загадкой.

Такие многоугольники были замечены в  Салар-де-Уюни в Чили, Долине Смерти в Калифорнии и многих других соляных пустынях мира. Раньше ученые считали, что необычные рисунки появились в результате высыхания соляной корки пустыни. Согласно этой гипотезе, соляная корка разрасталась и изгибалась из-за нехватки места, что приводило к образованию узоров. Однако, почему все соты имели одинаковый размер и располагались с определенной периодичностью, не находило объяснения.

Теперь американским ученым удалось запечатлеть образование этих структур на видео. Они провели ряд лабораторных экспериментов, которые позволили раскрыть тайну их возникновения. Исследователи выяснили, что в почве под соляной коркой происходит циркуляция соленой воды. В действительности эти пустыни не являются сухими. Под соляной коркой находятся грунтовые воды, которые часто достигают поверхности. На солнце вода из этого «рассола» испаряется, а соль остается на поверхности. Непосредственно под поверхностью грунтовые воды более соленые, что делает их тяжелее, чем пресная вода, скрывающаяся внизу.

В результате образуются конвекционные валы соленой и менее соленой воды. Находясь рядом друг с другом, конвекционные валы «сжимаются». Они образуют шестиугольники, по краям которых опускается очень соленая вода. Соль кристаллизуется на поверхности в виде приподнятых краев, которые создают солевой узор, напоминающий пчелиные соты.