FP: Как Байден провалил внешнюю политику США
Через две недели Джо Байден официально покинет пост президента США. Несмотря на громкие заявления демократов, Вашингтон еще никогда не был в таком шатком положении. И привел Америку к этому именно Джо Байден, забивший последний гвоздь в гроб американской гегемонии.
Подробный анализ того, как Джо Байден завел внешнюю политику США в тупик, опубликовали в Foreign Policy.
В самом начале своего правления администрация Байдена с гордостью заявила, что «Америка вернулась». В Стратегии нацбезопасности на 2022 год заявлено:
Используя наши национальные преимущества и объединяя широкую коалицию союзников и партнёров, мы будем продвигать наше видение свободного, открытого, процветающего и безопасного мира, опережая наших конкурентов и добиваясь значимого прогресса в таких вопросах, как изменение климата, глобальное здравоохранение и продовольственная безопасность, чтобы улучшить жизнь не только американцев, но и людей во всём мире.
В недавней статье госсекретарь Энтони Блинкен написал, что администрация смогла успешно реализовать «стратегию обновления, сочетая исторические инвестиции в конкурентоспособность внутри страны с интенсивной дипломатической кампанией по восстановлению партнёрских отношений за рубежом».
Однако, концу президентского срока Байдена две трети избирателей в США считали, что страна идёт по неверному пути. И вместо того, чтобы укреплять демократию внутри страны, администрация Байдена стала мостом между первым и вторым президентствами Трампа.
Вывод американских войск из Афганистана в 2021 году обрушил рейтинг одобрения президента Джо Байдена, и с тех пор он так и не восстановился. Несмотря на то, что сделка, заключённая тогдашним президентом Дональдом Трампом с «Талибаном»* (запрещено законом РФ) в 2020 году, привела к катастрофе, отказ Байдена признать какую-либо ответственность поставили под сомнение компетентность команды, которая гордилась собой и рекламировала себя, как "спасательный круг для США" после президентства Трампа.
Ещё до афганского фиаско Байден продемонстрировал безразличие к внешнеполитическим последствиям своих громких публичных заявлений. Он назвал президента России Владимира Путина «убийцей», а наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана обещал сделать «изгоем». Хотя эти высказывания были достойными восхищения, они не подкреплялись политикой и сошли на нет, когда эти лидеры ввели санкции против Соединённых Штатов.
Байден как минимум четыре раза заявлял о том, что Соединённые Штаты отправят войска для защиты Тайваня. И здесь также был разрыв между заявлением и применением военной силы для его реализации.
Политика Байдена в отношении Ирана заключалась в том, что если Тегеран не откажется от разработки ядерного оружия, то Соединённые Штаты уничтожат ядерную инфраструктуру страны. Однако невозможно представить, что президент, столь решительно выступающий за сокращение участия США на Ближнем Востоке и скептически относящийся к применению военной силы, будет проводить эту политику.
Нигде разрыв между словом и делом не проявляется так явно и не наносит такого ущерба, как на Украине. Представители администрации Байдена неоднократно заявляли, что Соединённые Штаты будут поддерживать Украину «до тех пор, пока это необходимо», выделив более 100 миллиардов долларов на помощь, но они предоставляли эту помощь медленнее, чем нужно Киеву. Действия США привели к тому, что уже европейские союзники начали поставлять оружие, которое Вашингтон не решался предоставить. Только тогда администрация Байдена неохотно проявила себя. Но в итоге Россия, внесла поправки в свою ядерную доктрину, когда Соединенные Штаты разрешили Украине использовать ракеты ATACMS по целям на территории России.
Это главная неудача внешней политики Байдена: огромная пропасть между смелыми заявлениями и тем, чем администрация на самом деле была готова рискнуть или поступиться ради достижения своих целей.
Ещё одним серьёзным недостатком внешней политики администрации Байдена было отсутствие значимых торговых инициатив. Союзники в Азии надеялись, что администрация Байдена присоединится к Транстихоокеанскому партнёрству. Вместо этого они получили запоздалые пустые обещания.
Торговая политика была не единственным серьёзным регрессом в рычагах власти США при администрации Байдена: расходы на оборону выросли ещё больше. Оборонный бюджет США не поспевал за инфляцией.
Тем временем Россия увеличила расходы на оборону до рекордного уровня, так что в 2025 году они составят треть бюджета страны, а Китай более чем удвоил свой бюджет с 2015 года. Администрация Байдена называет Китай «серьёзной угрозой», и это позволило стране превзойти Соединённые Штаты практически по всем показателям оборонной и оборонно-промышленной мощи.
За эти четыре года вооружённые силы США скорее потеряли, чем приобрели.