Врач Буланов: От ранней диагностики рака груди зависит прогноз лечения

Getty Images / yacobchuk / РИА Новости
Рак молочной железы продолжает удерживать лидерство среди всех онкологических заболеваний у женщин. Успех лечения напрямую зависит от того, насколько рано он обнаружен. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на слова Дмитрия Буланова, кандидата медицинских наук.
Специалист подчеркнул, что начальные этапы болезни часто не имеют явных признаков. Вот почему систематическое прохождение обследований — это фундамент профилактики и раннего обнаружения патологии.
Как отметил Буланов, существуют тревожные признаки, требующие повышенного внимания. Это образование уплотнения в тканях молочной железы или подмышкой, участковое утолщение кожи или изменение по типу «апельсиновой корки», покраснение или шелушение ареолы, втяжение соска, любые выделения (особенно кровянистые), изменение формы и размера одной груди или постоянная боль в определенной области. Любые подозрительные изменения — веский повод для визита к маммологу.
От 5% до 10% всех случаев заболевания обусловлены генетической предрасположенностью, вызванной патогенными вариантами генов. Самые изученные из них — это BRCA1 и BRCA2, однако не менее важное значение имеют гены PALB2, TP53, PTEN, CDH1, CHEK2, ATM и ряд других. Наличие такой мутации резко увеличивает вероятность появления злокачественных опухолей в молочной железе и яичниках в течение жизни. Для носительниц дефектного гена BRCA1 риск рака яичников составляет 39–58%, для BRCA2 — 13–29%, а угроза развития рака груди многократно превышает среднестатистические показатели.
Буланов уточнил, что проходить генетическое консультирование и тестирование стоит женщинам, у которых рак молочной железы был выявлен до 45 лет, с тройным негативным фенотипом — до 60 лет, при поражении обеих желез, а также при наличии семейной истории рака молочной железы, рака яичников, поджелудочной железы или простаты, при известном семейном варианте и ашкеназийском происхождении.
Обнаружение опасных генетических вариантов дает возможность разработать персонализированный план профилактических мер: начать более раннее и частое обследование, рассмотреть вопрос о химиопрофилактике или обсудить возможность операций по снижению риска. Профилактическое удаление обеих молочных желез позволяет уменьшить вероятность развития онкологии на 85–95%, а резекция маточных труб и яичников у носительниц мутаций BRCA не только предотвращает рак яичников, но и дополнительно снижает риск рака груди, особенно если операция проведена до менопаузы.
Эксперт обратил внимание, что уже в 25 лет желательно один раз провести комплексный расчет, учитывающий наследственность, гинекологический анамнез и плотность железистой ткани. Для женщин со средними рисками в возрасте 30–39 лет будет достаточно ежемесячного самоосмотра и консультации с врачом при появлении жалоб. Тем, кто в группе высокого риска, с 25–30 лет советуют ежегодно проходить МРТ и маммографию. Женщинам со средним риском в возрасте от 40 до 74 лет рекомендуется делать маммографию раз в два года, хотя по медицинским показаниям ее можно начать и раньше.
Буланов дополнил, что растет роль препаратов, которые помогают снизить вероятность развития болезни у женщин из групп повышенного риска. Речь идет о селективных модуляторах эстрогеновых рецепторов и ингибиторах ароматазы. Научные изыскания подтвердили, что эти средства могут уменьшать риск возникновения ER-позитивного рака молочной железы на 50% и выше. Однако их применение возможно лишь после анализа потенциальной пользы и возможных побочных эффектов.
Врач заключил, что не существует универсального «анализа крови на рак груди». Онкомаркеры не используются для первичного выявления болезни у здоровых женщин. Эффективная диагностика и профилактика основываются на совокупности клинических, генетических и лабораторных сведений, плановом скрининге и ответственном подходе к своему самочувствию.