Марцинкевич: давление ЕС на «Северный поток-2» обернулось обратным эффектом
Европейские политики, желая снизить энергетическую зависимость от России, попытались подвести недавно выстроенный газопровод «Северный поток-2» под ограничения, закрепленные Третьим энергопакетом ЕС. Давление на «Газпром» обернулось обратным эффектом, считает эксперт в области энергетики Борис Марцинкевич.
Аналитик объяснил, что модель газового рынка, представленная в Третьем энергопакете ЕС, основана на примерах Нидерландов и Британии, а точнее, на их газовых хабах NBP и TTF, где на каждом действуют десятки поставщиков с отдельных месторождений. Однако практику отдельных государств оказалось невозможно применить в масштабах всего Евросоюза, где работают всего четыре поставщика голубого топлива: российский «Газпром», норвежская Equinor, алжирская Sonatrach и азербайджанская SOCAR.
Нынешний кризис на энергетическом рынке ЕС предельно ясно дал понять, что закрыть потребности европейцев в голубом топливе под силу только российскому «Газпрому», пояснил Марцинкевич. Он указал на сокращение добычи топлива норвежской компанией, перенаправление Алжиром своего СПГ в Азию, где действуют более выгодные расценки, и провал ожиданий европейцев относительно поставок из Азербайджана.
Уход СПГ на азиатский рынок и отсутствие трубопроводных альтернатив сделали «Газпром» ключевым экспортером голубого топлива в Европе. Однако вместо прагматичных отношений с главным поставщиком европейцы усугубили газовый кризис – затягивание процесса ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» посредством оказания давления через Третий энергопакет ЕС обернулось обратным эффектом для ЕС, подвел итог эксперт, мнение которого приводит агентство «Экономика сегодня».