Экономист Солнцев рассказал о «подводных камнях» бизнеса на маркетплейсах

08/11/2024 - 15:40
Фото: 

Маркетплейсы для некоторых начинающих бизнесменов в России стали одним из привлекательных вариантов развития собственного дела. Многие считают, что начинать и развивать свой бизнес на таких платформах удобно и комфортно.

Однако же степень комфортности здесь зачастую зависит от поставленных задач и имеющихся ресурсов, которые новичок в этом деле может вложить в развитие своего бизнеса. Если маркетплейс является всего лишь дополнительным каналом, то о некотором комфорте говорить можно. Но если же это основной способ продаж, то тогда необходимо будет учитывать многие сопутствующие факторы. К ним относятся конкуренция, необходимость поддерживать высокий рейтинг, наличие положительных отзывов, управление качеством товаров, наличие рекламы, а также другие аспекты.

Кандидат экономических наук, колумнист газеты «Ведомости», председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев перечислил «подводные камни», которые могут встретиться на пути начинающих бизнесменов при работе с маркетплейсами. Об этом он рассказал ИА RuNews24.ru.

По словам эксперта, предприниматели подтверждают, что, когда маркетплейс становится главным каналом продаж, тогда бизнесу требуется уделять значительно больше внимания. Например, конкуренция там очень высокая, и для обеспечения своим товарам высоких позиций в выдаче необходимо постоянно управлять всеми аспектами его представления.

«Один из предпринимателей рассказал, что каждый элемент – от описания и фотографий до отзывов и рекламных кампаний – оказывает влияние на видимость товаров и их рейтинги в поисковой выдаче», – объяснил ситуацию Солнцев.

Он продолжил, что одной из явных выгод маркетплейсов является возможность избежать трат на аренду офиса, склада или шоурума, если вы работаете самостоятельно. Но отсутствие подобных затрат не гарантирует того, что предприниматель автоматически получит успех в продажах.

«Даже при минимальных расходах на физическое присутствие бизнесменам приходится вкладывать средства в управление видимостью товара на платформе, чтобы поддерживать его конкурентоспособность. Многие предприниматели подчеркивают, что такой подход позволяет минимизировать затраты, но одновременно с этим требует постоянного внимания с каждым элементом карточки товара. Особенно, когда речь идет о фотографиях, внутренней рекламе и качестве описаний», – рассказал эксперт.

Он также обратил внимание на то, контроль качества продаваемых товаров также не отходит на последний план. Продавцы говорят, что практически любой товар на маркетплейсе проходит через череду нескольких проверочных этапов, а до клиента доходит уже в условиях, зависящих от многих факторов. Например, если покупатель получает помятый или поврежденный товар, то у него есть право на составление жалобы, которая впоследствии негативно сказывается на рейтинге продавца.

«В одном из таких случаев, как рассказал один из моих подопечных, маркетплейс не только снизил его рейтинг, но и взыскал двойную стоимость доставки. Поэтому такие риски следует учитывать заранее и включать в свою ценовую политику», – поделился Максим Солнцев.

Конкуренция в плане видимости товара относится к отдельным фактам. Например, в сегменте одежды, нормально, если ваш товар находится на 50-м месте в поиске. Зачастую покупатели часто пролистывают множество предложений в поисках подходящего варианта. Но, когда речь идет о таких категориях, как электроника или автомобильные товары, и их выдача не на первой странице, то шансы на их продажу стремительно снижаются.

По словам эксперта, именно эти особенности требуют того, чтобы проводился регулярный анализ с дальнейшей адаптацией стратегии продаж. Если планировать продвижение на маркетплейсе, не учитывая особенности алгоритмов, то растут риски столкнуться с недостаточной видимостью товара и, соответственно, снижения числа продаж.

Еще одним важным аспектом, о котором говорят предприниматели, работающие с маркетплейсами, является необходимость постоянно следить за всеми обновлениями и изменениями на платформе. Дело в том, что любое нововведение может затронуть разные стороны бизнеса по продажам: от видимости товара в поиске до эффективности рекламных кампаний. Многие успешные продавцы регулярно следят за новостями маркетплейсов через специализированные каналы и форумы.

Как уточнил Максим Солнцев, предприниматели отмечают, что использование фулфилмент-операторов иногда помогает снизить нагрузку при управлении наличием запасов и продвижением, но при этом добавляются свои дополнительные издержки. Поэтому, по словам эксперта, многие отдают предпочтение самостоятельному управлению процессом.

Темы: 
Автор: Наталья Гетьманенко