Эксперт Баранов: санкции против России изменили международную торговлю

За последние три года мировая торговля сильно изменилась из-за геополитических событий и антироссийских санкций, введенных западными странами. Это повлияло на логистику и вызвало цепную реакцию на глобальных рынках, затронув не только Россию, но и другие страны
Совладелец и директор по стратегии логистической компании TLS Group Никита Баранов рассказал «Южному Федеральному», как бизнес подстраивается под новые условия и почему санкции стали «палкой о двух концах».
По его словам, до 2022 года почти 70% российского товарооборота приходилось на страны Европейского союза — несмотря на разговоры о «повороте на Восток», которые велись еще с 2012 года. Введение масштабных санкций буквально за несколько месяцев разрушило привычные логистические цепочки. Товары, которые раньше везли напрямую, теперь попадают на российский рынок запутанными маршрутами, через третьи страны. Россия все больше торгует с Китаем, Турцией, странами Центральной Азии и Ближнего Востока. Зачастую отследить настоящую страну экспорта грузов невозможно.
Основной проблемой для бизнеса сегодня стало увеличение стоимости перевозок и рост сроков доставки. До санкций большой поток товаров из Китая в Европу и обратно шел по Транссибирской магистрали, путь занимал 2-3 недели. Теперь потоки товаров между Западом и Востоком по российской железной дороге сильно сократились из-за роста стоимости ЖД перевозок и невозможности отправлять этим путем грузы, не относящиеся к пищевой продукции, лекарствам и товарам первой необходимости. Сегодня основной поток грузов из Юго-Восточной Азии и Китая в Европу идет по морю, что значительно увеличивает сроки доставки, в отличие от прямых авиа- или железнодорожных перевозок, пояснил эксперт. Он назвал три основных барьера, которые делают перевозки сложнее и дороже:
- Рост расходов на логистику. На итоговой цене отражаются лишние километры, границы, посредники, рост цен на топливо.
- Увеличение сроков доставки. Быстрая железнодорожная доставка через Россию сменилась медленным морем и долгими маршрутами через сухопутные границы.
- Уход западных перевозчиков. OOCL, Maersk, CMA CGM и другие крупные игроки свернули перевозки по России — их место заняли азиатские и местные перевозчики.
«В итоге все это ложится на плечи конечного потребителя через повышение цен на товары», – отметил наш собеседник.
Санкции привели к локальному перераспределению спроса и предложения. Заметнее пострадали те ниши, где Россия была заметным рынком сбыта европейских компаний. Так, для ряда итальянских судостроителей или поставщиков оборудования закрытие российского рынка стало болезненным: тип продукции не позволяет им быстро найти новых покупателей.
Иначе ситуация выглядит для российских компаний и потребителей. Рынок столкнулся не только с сокращением ассортимента, но и с ростом цен: скачки валют, многослойные цепочки поставок, удорожание транзита — все это делает конечный товар менее доступным большинству россиян.
Но после первого шока 2022 и начала 2023 года все участники торговли приспособились: появились схемы параллельного импорта, новые хабы, компании перерегистрировались в дружественных юрисдикциях. Привыкли и потребители: то, что год назад казалось дорогим, сегодня считается новым «нормальным». Санкции не вычеркнули Россию из мировой торговли — они изменили ее структуру, но не остановили глобальный обмен.
Среди пострадавших чаще оказываются страны СНГ. В них закрылись российские торговые представительства, логистика через РФ стала сложнее, многие глобальные бренды утратили присутствие в Казахстане, Азербайджане, Беларуси и других странах. Страны Ближнего Востока и Азии, наоборот, получили выгоду: приток новых клиентов, увеличение числа компаний, платежей, потоков российских денег.
Эксперт полагает, что даже если снять санкции сейчас, полного возврата к прежним отношениям не будет. Институты за три года изменились, компании перестроились, направления трансформировались. Люди и бизнес остаются самыми адаптивными существами: там, где закрывается привычная дверь, открываются новые «окна».
«Влияние санкций оказалось сложнее и глубже, чем просто смена контрагентов. Несмотря на потери, сбои и сложности, глобальная торговля в очередной раз доказала свою живучесть и способность адаптироваться. Просто теперь правила, участники и «центры силы» стали другими», - заключил Никита Баранов.