Дмитрий Стасюлис: Имущество РФ на Байконуре было арестовано по британскому праву
Решение суда о наложении ареста на имущество РФ на Байконуре было принято британскими судьями и по британскому праву. Об этом сообщил Дмитрий Стасюлис, директор АНО «Центр международно-правового сотрудничества ЕАЭС».
Скандал развернулся вокруг совместного предприятия России и Казахстана "Байтерек", созданного в рамках программы по организации структуры для замены ракеты "Протон" на экологически чистые ракеты-носители. АО «СП Байтерек» подало в суд на ЦЭНКИ (Центр по эксплуатации наземной космической инфраструктуры) о взыскании более 2 млрд рублей. Дело рассматривалось в суде Международного финансового центра "Астана" (МФЦА), который и принял решение не в пользу ЦЭНКИ, являющегося дочерней структурой Роскосмоса.
Как отметил Дмитрий Стасюлис, МФЦА позиционирует себя как независимый суд с собственной юрисдикцией. При этом создан он был на базе британского права, а большинство судей - британцы.
-Спор между ЦЭНКИ и «СП Байтерек» решался по британскому праву. Этот прецедент в формате "лондонского правосудия" обозначил проблему отсутствия эффективного механизма, позволяющего рассматривать подобные дела в едином правовом поле для партнеров по Евразийскому сообществу, - сказал Дмитрий Стасюлис.
Эксперт уверен в том, что вся международная система судопроизводства нуждается в трансформации.
-Полномочия Суда Евразийского экономического союза на сегодняшний день сильно ограничены и нуждаются в расширении. Необходимо формировать международные судебные институты, которые не будут политически ангажированы и встанут на защиту права, - считает Дмитрий Стасюлис.
О необходимости создания единой юрисдикции для партнеров по ЕАЭС ранее говорил и председатель Экспертного совета «Центра международно-правового сотрудничества ЕАЭС» Эдуард Буданцев:
-Формирование единой правовой основы ЕАЭС - одна из ключевых стратегических задач. Инцидент с арестом имущества РФ на Байконуре свидетельствует о том, что требуется самостоятельная правовая система, способная решать споры при соблюдении верховенства права и уважении суверенитета каждого из участников Евразийского партнерства.