40 лет назад произошла авиакатастрофа под Учкудуком с сотнями жертв

ЮФ
Десятого июля 1985 года, ровно 40 лет назад, в истории советской авиации произошла масштабная катастрофа. Авиалайнер Ту-154, следовавший из Карши в Ленинград с промежуточной посадкой в Уфе, потерпел крушение в пустынной местности неподалеку от Учкудука.
Спустя 46 минут после взлета при значительном весе и высокой температуре воздуха экипаж потерял контроль над самолетом, что привело к уходу в штопор. В результате трагедии погибли 200 человек - 191 пассажир и 9 членов экипажа. Катастрофа стала одной из самых крупных по числу жертв в истории гражданской авиации. Причины трагедии до сих пор остаются неясными. Существует предположение, что пилоты заснули из-за переутомления.
В 1976 году город Газли в Узбекской ССР подвергся разрушительному землетрясению, отголоски которого ощущались и в Карши. К счастью, в Карши обошлось без жертв.
В 1950-е годы советское правительство начало активно развивать отдаленные регионы, в том числе Кашкадарьинскую область Узбекистана, где массово выращивали хлопок. К середине 1980-х годов население Карши превысило 100 тысяч человек. В городе проживали узбеки, русские, татары, корейцы, армяне и осетины.
В Карши функционировал аэродром, но прямые рейсы на дальние расстояния были редкостью. 191 пассажир рейса 5143 направлялись в Уфу и Ленинград. Вылет был запланирован на 18:45, но самолет прибыл из Ташкента с задержкой. Задержка была вызвана необходимостью дозаправки и отдыха экипажа, а также ожиданием окончания пыльной бури.
В самолете находились 139 взрослых и 52 ребенка. Многие пассажиры устали от долгого ожидания и жары. Командир воздушного судна Олег Белисов и второй пилот Анатолий Позюмский имели большой опыт пилотирования.
После взлета самолет набрал высоту 11,6 километра. Эксперт Василий Ершов предположил, что после включения автопилота пилоты могли уснуть, что привело к падению скорости и сваливанию самолета.
Комиссия, расследовавшая катастрофу, установила, что экипаж пытался скорректировать высоту, но самолет уже вошел в режим критических углов атаки. Экипаж до последнего пытался спасти самолет. Ту-154 упал в пустыне в 68 километрах к северо-востоку от Учкудука.
Причины катастрофы до конца не выяснены. Специалист Дмитрий Ломыкин предположил, что задержка вылета и переутомление могли повлиять на состояние пилотов. Ершов считает, что экипаж проснулся только после срабатывания сигнализации, но не смог вовремя определить проблему. О трагедии рассказали в издании "Лента.ру".