«За рулем» раскрыл секреты ГАЗ-21 через 60 лет после начала производства

ЮФ
Журнал «За рулем» раскрыл секреты производства и историю экспортных поставок автомобиля ГАЗ-21. После окончания производства «Победы» в мае 1958 года стартовала сборка новой модели. Тогда с конвейера сошли порядка 26,5 тысячи автомобилей.
В 1960 годы экспортные версии комплектовались двигателями, развивавшими 80 лошадиных сил. В связи с недостаточной надежностью их заменили на менее мощные 75-сильные агрегаты. Максимальная скорость тогда увеличилась со 120 до 130 километров в час. Для некоторых зарубежных рынков выпускались отдельные партии машин, оснащенные двигателями мощностью 85 л.с., требовавшими применения высокооктанового топлива.
В 1962 году модель прошла модернизацию, затронувшую внешний вид. Появились новые бамперы, обновленная решетка радиатора и измененная светотехника. С капота убрали фигурку оленя, что было официально объяснено заботой о безопасности пешеходов. В числе технических улучшений – замена рычажных амортизаторов на телескопические.
Серийно выпускались универсал ГАЗ-22 и его модификация для медицинских нужд, в то время как фургон ГАЗ-22А остался всего лишь прототипом. Наибольший объем производства пришелся на 1968–1969 годы – до 60 тысяч автомобилей ежегодно.
Экспортные варианты включали в себя праворульные исполнения, в которых использовалась трансмиссия от ГАЗ-69. В Европе бельгийской компанией Sobimpex было выпущено 167 дизельных экземпляров, оснащенных двигателями Peugeot объемом 1,6 литра (мощностью 43 л.с.) и Indenor - 2,3 литра (мощностью 65 л.с.).
Сокращение объемов экспорта, начиная с 1966 года, было связано с анонсом новой модели ГАЗ-24 и общим моральным старением ГАЗ-21. Проекты модернизации, предложенные НАМИ-0122, оказались невостребованными, поскольку Горьковский автозавод уже работал над преемником. К концу 1960-х годов ГАЗ-21 существенно отставал от зарубежных аналогов.