Автоэксперт Ирина Франк объяснила, как заменить ремень ГРМ самостоятельно

Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) – это один из ключевых элементов двигателя. Он синхронизирует работу коленчатого и распределительного валов, обеспечивая своевременное открытие и закрытие клапанов. Если ремень выйдет из строя, это может привести к серьезным повреждениям двигателя.
Ирина Франк – управляющий директор компании FRANK AUTO, рассказала сайту «Южный федеральный», как понять, что ремень ГРМ требует замены, и раскрыла алгоритм его замены своими силами.
Ремень ГРМ – это расходник, который требует регулярной замены. К основным признакам того, что он износился, относятся:
- Пробег и срок эксплуатации. Здесь надо следовать рекомендациям производителя. Обычно ремень меняют каждые 60 000 – 100 000 км или каждые 5–7 лет (даже если пробег небольшой). Важно уточнять интервал замены в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- Визуальные признаки износа. К ним относятся трещины, расслоение и потертости. Чтобы их выявить, следует осмотреть ремень через смотровое окно (если таковое есть в автомобиле). Если же на ремень попало масло, то он может потерять эластичность и поэтому быстрее износиться.
- Шумы. Необычные звуки – стук или свист из-под капота могут указывать на проблемы с ремнем ГРМ или роликами.
- Вибрации двигателя. Если двигатель работает неровно, это может быть связано с нарушением синхронизации валов.
- Проблемы с двигателем. На это указывает потеря мощности. Изношенный ремень может «перескакивать» на зубья, из-за чего нарушается работа двигателя.
- Затрудненный запуск. Если ремень растянулся или износился, двигатель может плохо заводиться.
Эксперт акцентировала внимание на важном моменте: не надо ждать, пока ремень порвется. Это может привести к встрече клапанов с поршнями, что потребует дорогостоящего ремонта двигателя. Поэтому лучше своевременно заменить износившийся ремень.
Выбор качественного ремня ГРМ – залог долговечности и надежности двигателя. При выборе нового ремня ГРМ следует обратить внимание на следующее:
- Совместимость с моделью автомобиля. Следует убедиться, что ремень подходит для вашего двигателя. При этом надо использовать VIN-код или данные из руководства по эксплуатации.
- Качество материала. Резина ремня должна быть эластичной, без трещин и деформаций, а армирование в качественных ремнях должно иметь прочную основу из стекловолокна или кевлара.
- Производитель. Надо выбирать ремни от проверенных брендов, таких как Gates, Contitech, Bosch или Dayco.
- Комплект замены. Помимо ремня следует купить комплект, в составе которого должны быть: натяжной ролик, опорный ролик и сальники (если требуется). При этом эксперт советует не экономить на комплектующих, поскольку дешевые ролики или ремни могут быстро выйти из строя.
Замена ремня ГРМ - сложная процедура, требующая внимания и аккуратности. Если вы не уверены в своих силах, то лучше доверить эту работу профессионалам.
Для тех, кто решился делать это самостоятельно, эксперт раскрыла пошаговый алгоритм действий:
Подготовка
Для неё потребуются инструменты: ключи, головки, съемник для шкивов, домкрат, монтажная лопатка и динамометрический ключ. Из материалов будут нужны: новый ремень ГРМ, ролики, сальники (если нужно), герметик. Также под рукой нужно иметь документацию – руководство по ремонту вашего автомобиля с указанием меток ГРМ.
Демонтаж старого ремня
- снять защитные кожухи, открутить болты и снять пластиковые или металлические кожухи, закрывающие ремень;
- далее надо зафиксировать положение валов, используя специальные фиксаторы или метки, чтобы коленчатый и распределительный валы не сместились;
- ослабить натяжной ролик, отпустив болт натяжителя и снять старый ремень;
- снять ролики и демонтировать натяжной и опорный ролики.
Установка нового ремня
- установить новые ролики, закрепив натяжной и опорный ролики на свои места;
- аккуратно надеть новый ремень на коленчатый и распределительный валы, следуя меткам на шкивах;
- натянуть ремень, используя натяжной ролик и регулируя натяжение ремня (оно должно быть умеренным – не слишком тугим и не слишком слабы);
- проверить метки, убедившись, что все они совпадают.
Сборка
- установить защитные кожухи на место и закрепить их;
- проверить натяжение, прокрутив коленчатый вал на два оборота и убедившись, что все метки остались на месте.
- запустить двигатель для проверки его работы и если все в порядке, то все сделано правильно.
В заключение Ирина Франк дала еще несколько советов для работы по замене ремня ГРМ:
- Главное правило – не торопиться. Работа требует внимательности, а ошибки могут привести к серьезным последствиям.
- Лучше использовать качественные инструменты – дешевые ключи или съемники могут повредить детали.
- Следить за метками, поскольку неправильная установка ремня нарушит работу двигателя.
- Также надо проверять другие компоненты, например, осмотреть водяной насос, сальники и другие элементы.
«Замена ремня ГРМ — ответственная задача, но при наличии навыков и инструментов ее можно выполнить самостоятельно. Главное — следовать инструкции, использовать качественные комплектующие и не забывать о регулярной диагностике. Помните: своевременная замена ремня ГРМ сэкономит вам время и деньги, а также убережет двигатель от серьезных поломок», – подвела итог эксперт.