Автоэксперт Ирина Франк объяснила, как заменить ремень ГРМ самостоятельно

11/03/2025 - 21:03
Фото: 

Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) – это один из ключевых элементов двигателя. Он синхронизирует работу коленчатого и распределительного валов, обеспечивая своевременное открытие и закрытие клапанов. Если ремень выйдет из строя, это может привести к серьезным повреждениям двигателя.

Ирина Франк – управляющий директор компании FRANK AUTO, рассказала сайту «Южный федеральный», как понять, что ремень ГРМ требует замены, и раскрыла алгоритм его замены своими силами.

Ремень ГРМ – это расходник, который требует регулярной замены. К основным признакам того, что он износился, относятся:

  1. Пробег и срок эксплуатации. Здесь надо следовать рекомендациям производителя. Обычно ремень меняют каждые 60 000 – 100 000 км или каждые 5–7 лет (даже если пробег небольшой). Важно уточнять интервал замены в руководстве по эксплуатации автомобиля.
  2. Визуальные признаки износа. К ним относятся трещины, расслоение и потертости. Чтобы их выявить, следует осмотреть ремень через смотровое окно (если таковое есть в автомобиле). Если же на ремень попало масло, то он может потерять эластичность и поэтому быстрее износиться.
  3. Шумы. Необычные звуки – стук или свист из-под капота могут указывать на проблемы с ремнем ГРМ или роликами.
  4. Вибрации двигателя. Если двигатель работает неровно, это может быть связано с нарушением синхронизации валов.
  5. Проблемы с двигателем. На это указывает потеря мощности. Изношенный ремень может «перескакивать» на зубья, из-за чего нарушается работа двигателя.
  6. Затрудненный запуск. Если ремень растянулся или износился, двигатель может плохо заводиться.

Эксперт акцентировала внимание на важном моменте: не надо ждать, пока ремень порвется. Это может привести к встрече клапанов с поршнями, что потребует дорогостоящего ремонта двигателя. Поэтому лучше своевременно заменить износившийся ремень.

Выбор качественного ремня ГРМ – залог долговечности и надежности двигателя. При выборе нового ремня ГРМ следует обратить внимание на следующее:

  1. Совместимость с моделью автомобиля. Следует убедиться, что ремень подходит для вашего двигателя. При этом надо использовать VIN-код или данные из руководства по эксплуатации.
  2. Качество материала. Резина ремня должна быть эластичной, без трещин и деформаций, а армирование в качественных ремнях должно иметь прочную основу из стекловолокна или кевлара.
  3. Производитель. Надо выбирать ремни от проверенных брендов, таких как Gates, Contitech, Bosch или Dayco.
  4. Комплект замены. Помимо ремня следует купить комплект, в составе которого должны быть: натяжной ролик, опорный ролик и сальники (если требуется). При этом эксперт советует не экономить на комплектующих, поскольку дешевые ролики или ремни могут быстро выйти из строя.

Замена ремня ГРМ - сложная процедура, требующая внимания и аккуратности. Если вы не уверены в своих силах, то лучше доверить эту работу профессионалам.

Для тех, кто решился делать это самостоятельно, эксперт раскрыла пошаговый алгоритм действий:

Подготовка

Для неё потребуются инструменты: ключи, головки, съемник для шкивов, домкрат, монтажная лопатка и динамометрический ключ. Из материалов будут нужны: новый ремень ГРМ, ролики, сальники (если нужно), герметик. Также под рукой нужно иметь документацию – руководство по ремонту вашего автомобиля с указанием меток ГРМ.

Демонтаж старого ремня

  • снять защитные кожухи, открутить болты и снять пластиковые или металлические кожухи, закрывающие ремень;
  • далее надо зафиксировать положение валов, используя специальные фиксаторы или метки, чтобы коленчатый и распределительный валы не сместились;
  • ослабить натяжной ролик, отпустив болт натяжителя и снять старый ремень;
  • снять ролики и демонтировать натяжной и опорный ролики.

Установка нового ремня

  • установить новые ролики, закрепив натяжной и опорный ролики на свои места;
  • аккуратно надеть новый ремень на коленчатый и распределительный валы, следуя меткам на шкивах;
  • натянуть ремень, используя натяжной ролик и регулируя натяжение ремня (оно должно быть умеренным – не слишком тугим и не слишком слабы);
  • проверить метки, убедившись, что все они совпадают.

Сборка

  • установить защитные кожухи на место и закрепить их;
  • проверить натяжение, прокрутив коленчатый вал на два оборота и убедившись, что все метки остались на месте.
  • запустить двигатель для проверки его работы и если все в порядке, то все сделано правильно.

В заключение Ирина Франк дала еще несколько советов для работы по замене ремня ГРМ:

  1. Главное правило – не торопиться. Работа требует внимательности, а ошибки могут привести к серьезным последствиям.
  2. Лучше использовать качественные инструменты – дешевые ключи или съемники могут повредить детали.
  3. Следить за метками, поскольку неправильная установка ремня нарушит работу двигателя.
  4. Также надо проверять другие компоненты, например, осмотреть водяной насос, сальники и другие элементы.

«Замена ремня ГРМ — ответственная задача, но при наличии навыков и инструментов ее можно выполнить самостоятельно. Главное — следовать инструкции, использовать качественные комплектующие и не забывать о регулярной диагностике. Помните: своевременная замена ремня ГРМ сэкономит вам время и деньги, а также убережет двигатель от серьезных поломок», – подвела итог эксперт.

Автор: Наталья Гетьманенко