Почему не нужно бояться домашнего обучения

Фото: 

открытый источник

Практически все дети хотят идти в школу. Многие с нетерпением ждут это радостное событие. Но проходит некоторое время после торжественной линейки, и энтузиазма становится значительно меньше. Интерес превращается в нежелание ходить в школу. И дело не в том, что с детьми что-то не так. Что-то не так в самой системе образования. К счастью, у родителей есть выбор. Условия домашнего образования оказываются более приемлемыми, и часть родителей выбирает хоумскулинг. Другие хотят, но боятся рискнуть. Так ли это страшно на самом деле?

Почему боятся хоумскулинга

Хоумскулинг в России только набирает обороты, ему всего лишь тридцать лет. В последние годы о нем заговорили громче, чем это было раньше. О семейном образовании не было слышно, более того, не было известно, что оно разрешено законодательно. Поскольку за последние годы хоумскулинг предпочли порядка 100 000 семей, они не могут создать достаточное информационное пространство, чтобы об опыте семейного образования узнали другие родители. Безусловно, родители хоумскулеров делятся своими наработками и впечатлениями, их призыв очевиден: «Не бойтесь обучения вне школы!», но о них знают лишь в узких кругах. Остальные родители, с одной стороны, недовольны обучением в школе, с другой стороны, не знают, как это изменить глобально: не поменять школу, а сам подход к обучению, у них недостаточно информации о семейном образовании. А недостаток информации порождает страхи и сомнения. Редкий родитель скажет: «Не боюсь дистанционного обучения!» Чем вызваны их страхи и сомнения? Давайте разбираться.

Страх 1. Домашнее образование не дает социализации

Это самый главный страх родителей, которые хотят изменить подход к обучению, но боятся сделать первый шаг. Почему-то многим видится картинка несчастного ребенка, в одиночестве сидящего за выполнением уроков, причем практически круглосуточно. Общается он только с родителями и сидит дома, как в заточении.

На самом деле хоумскулеры – интересные, активные ребята. Домашнее образование раскрывает их, поскольку никто не гасит их любознательность и не использует в качестве мотивации к учебе страх плохих оценок, они имеют внутреннюю устойчивую мотивацию получения знаний – интерес. Что касается общения, их круг общения не замыкается рамками семьи. Они ходят в кружки и секции, имеют круг общения по интересам, посещают мероприятия, имеющие отношения к их хобби и увлечениях, знакомятся с интересными людьми, когда путешествуют с родителями. Заметьте, все это общение происходит в дружественной среде.

Теперь будем честны и вспомним свой школьный опыт. Учителя общаются с детьми на равных или с позиции силы? Можно ли задавать на уроках «лишние» вопросы и оспаривать мнение учителя? Замечали отсутствие достаточных знаний? Всегда ли общение с другими детьми приносит радость? Вспомнили? С момента вашего обучения в школе мало что изменилось. По-прежнему практикуется конвейерный подход ко всем детям, они вынуждены подстраиваться под учителя и отличников и перестают слышать себя. Ссор и междоусобиц тоже никто не отменял. Это и есть социализация?!

Кроме того, не все преподаватели блещут знаниями своего предмета, что наглядно продемонстрировало дистанционное обучение во время карантина. Способен ли такой учитель увлечь своим предметом? Нет! А интерес к его изучению может отбить с легкостью, попутно развивая у ребенка массу комплексов. Да что там у детей, после такой дистанционки редкий родитель скажет: «Не боюсь дистанционного обучения!» Учителя, не способные правильно организовать процесс обучения, подорвали у родителей доверие к онлайн-обучению.

Во многих школах неуважительное отношение к детям – это норма, как и страх в качестве мотивации к учебе. Может ли в таких условиях раскрыться индивидуальность ребенка? Могут ли проявиться его таланты? Конечно, нет.

Условия домашнего образования подстроены под ребенка. Способ подачи материала, темп и нагрузку выбирают исходя из его способностей и личностных качеств. Ребенок осознает свои желания и потребности, учится слышать себя и понимает, что окружающие его тоже слышат. Они не гасят свои чувства и желания и умеют конструктивно взаимодействовать и вести диалог не в ущерб себе.

Страх 2. У ребенка не будет друзей

Мы выросли в другое время, и друзей приобретали оффлайн: в школе, училище, институте. Современные дети общаются не только в школе, особенно, если у них есть хобби. Онлайн дистанционное обучение дает другие возможности. Как бы ни ругали социальные сети, каждый находит в них то, что хочет. Есть в них и прекрасные языковые группы, группы, посвященные хобби и увлечениям, конкурсам и олимпиадам. Дети теперь не ограничены рамками одного города, они общаются с детьми из разных городов и стран. И общение это менее поверхностное, поскольку основано на общих интересах и увлечениях.

Кроме того, домашнее образование оставляет ребенку больше свободного времени для занятий в спортивных секциях, кружках по интересам, на дополнительных курсах, для посещения культурных мероприятий и просто походов в кино. Дети общаются с людьми, близкими по интересам, и взаимодействуют на равных в разных коллективах. А это и есть социализация.

Страх 3. Ребенок не получит достаточно знаний

Есть родители, которые сами занимаются со своими детьми, находящимися на семейном обучении, следуя школьной программе. Другие же не считают, что имеют необходимые и достаточные знания, и прибегают к услугам репетиторов или онлайн-школ. Например, обучаясь в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1, ребенок не только получает качественные знания в удобном для него формате и режиме, взаимодействует с учителем и одноклассниками на «живых» уроках, но и имеет возможность не прикрепляться к другой школе, а сдавать промежуточные и итоговые аттестации здесь же, поскольку гимназия получила лицензию на осуществление основного и среднего общего образования и является полноценной альтернативой традиционной школе.

Зачастую хоумскулеры начинают сами искать интересующую их информацию и заниматься самообразованием. Не чувствуя давления и страха, они начинают снова испытывать жажду знаний. Причем знаний, имеющих значение для их жизни и практическое применение. Отсутствие достаточных знаний и навыков для жизни наблюдается после окончания обычной школы, на семейном образовании, наоборот, они приобретаются в полном объеме.

Родители теперь имеют возможность самостоятельно выбирать форму получения образования и способствовать раскрытию личности ребенка или идти проторенным путем, цена которого – потеря индивидуальности и интереса к учебе. Выбор за вами!

Автор: Татьяна Борисова