Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, особенности и история праздника

28/08/2018 - 16:58

Праздник Перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, Третий Спас, Малый Спас, Спас на полотне, Ореховый, Хлебный Спас когда в 2018 году, особенности, история и икона дня.

Праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Спаса в 2018 году Русская православная церковь отмечает 29 августа. Это непереходящий праздник и всегда отмечается в этот день, сразу за Успенским постом.

Церковное предание рассказывает о том, что царь Авгарь из сирийского города Эдесса тяжело заболел. До него доходили истории о чудесных исцелениях Спасителя, Авгарь уверовал в Сына Божия и послал гонца с просьбой прийти и исцелить его. С письмом отправился придворный живописец с пожеланием, нарисовать Христа, если Он не сможет прийти.  Живописец подошел, когда Христос был среди учеников. Он встал на большой камень и начал рисовать, но портрет не очень получался.  Тогда Христос подозвал его, назвав по имени, и передал краткое письмо для Авгаря, пообещав там, что пришлет ученика для исцеления. После этого Спаситель попросил новый убрус (плат, отрез ткани) и воду, Он омыл лицо и утер его, в результате этого на ткани остался Божественный Лик.

Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, особенности и история праздника

Когда живописец вернулся с письмом и убрусом в Эдессу, Авгарь возрадовался и почти полностью исцелился. Однако окончательно болезнь прошла только после того, как пришел ученик, апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и совершил обряд крещения над Авгарем и всеми жителями Эдессы.

Авгарь написал на Нерукотворном Образе "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", укрепил его на доске и разместил над городскими воротами. Много лет жители Эдессы склонялись перед образом Спасителя, проходя через ворота в город.

Через несколько лет правнук Авгаря стал поклоняться идолам и собрался снять Убрус со стены. В это время эдесскому епископу в видении явился Спаситель и повелел спрятать изображение. Епископ разместил перед образом лампаду и заложил нишу в стене глиняной плитой и кирпичами.  Позже, в VI веке, в трудное для города время, другому епископу было дано откровение о нахождении Убруса. Оказалось, что плат с Ликом замечательно сохранился и даже на глиняной доске появился отпечаток. Отслужили молебен и неприятельские войска отступили от стен города.

Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, особенности и история праздника

Захватившие в 630 году Эдессу арабы не тронули Убрус и не запрещали жителями почитать Нерукотворный образ, слава о чудесах, исходивших от него, разнеслась по всему Востоку.

Убрус находился в Эдессе вплоть до 944 года, когда император Константин Багрянородный решил перенести его в Константинополь. Нерукотворный образ и письмо Авгарю с большими почестями были перенесены в Константинополь, в Фаросскую церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Далее предания разнятся. Есть версия, что Образ был увезен крестоносцами, во время их завоевания Византии, однако этот корабль затонул в Мраморном море. Другое мнение говорит о том, что Убрус оказался в Генуе и хранился в Варфоломеевском монастыре. 

На Руси почитание образа Спаса Нерукотворного широко распространилось во второй половине XIV века, хотя еще в 1355 году московский митрополит Алексий доставил из Константинополя список иконы и разместил в специально построенном для него храме. Сразу Спасские храмы стали стоить по всей Руси.

Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, особенности и история праздника

Хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного начиная с Куликовской битвы всегда сопровождала российское войско в битвах и сражениях вплоть до Первой мировой войны. Отсюда – «знамя», от названия этой хоругви «Знамение».

Образ Спаса Нерукотворного стал один из любимых в православии, их часто размещали на крепостных башнях русских средневековых городов.

В народе праздник Спаса Нерукотворного называют Третьим Спасом или Спасом на полотне, в этот день издавна освящали домотканые холсты (полотна), а также хлеб из зерна нового урожая. Название «Ореховый» связано с тем, что в это время начинался сбор орехов, поспевающие к этому времени.

Источник: 

Южный федеральный, temples.ru, 900igr.net, cirota.ru, mirtesen.ru

Автор: Катерина СОЛОВЬЕВА