Великий пост 2017, неделя Григория Паламы, поговорим о Фаворском свете
В воскресенье второй недели Великого поста, 12 марта, Церковь вспоминает Григория Паламу. Этот святитель утвердил православное понимание Фаворского света и связь сотворенного Богом мира со своим Создателем.
Читать также: Великий пост, Пассия - что это такое, когда и зачем служится
Святитель Григорий Палама жил в XIV веке, на закате Византийской империи, и служил епископом города Фессалоники. Он участвовал в одном из самых сложных богословских споров в истории христианства и так убедительно обосновал свою точку зрения, что православная Церковь придерживается ее и сейчас. Очень коротко суть полемики можно свести к вопросу: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем, существует ли эта связь вообще и может ли человек познать Бога до собственной смерти?
«Бог есть и называется природой всего сущего…, все существует в силу причастности к Его энергиям», - такова точка зрения Святителя Григория в очень кратком изложении.
Таким образом утверждается, что наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога и непрестанно поддерживается ими. Мир не является частью Бога, но и не отделен от Него. Их связь подобна звукам музыки, которые не часть музыканта, но слышны благодаря творческому действию исполнителя.
Читать также: Великий пост, неделя Торжества православия, вспоминаем победу над иконоборчеством
Святитель Григорий Палама обосновал, что творческие энергии Божества человек может увидеть и в земной своей жизни. Наиболее ярко с явлением этих нетварных энергий мы встречаемся в празднике Преображения Господня, когда апостолы узрили Свет исходящий от Христа, который позднее стали называть Фаворским светом. Этот свет открывался и христианским подвижникам в силу их высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений.
Паламой была сформулирована главная цель христианской жизни – обожение (ударение на «о»), когда человек по милости Божьей всей своей полнотой посредством нетварных энергий соединяется с Богом. Можно вспомнить пример явления света от Серафима Саровского Мотовилову. Да и наше просторечное о человеке «он весь светится» дает нам некое понимание этого ощущения явления Образа Божия.
Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что каждый человек призван к святости и может стать приближенным ко Господу в силу своей жизни. В католичестве эта тематика разработана по иному, святость в понимание католиков скорее считается некоей наградой, то есть не присущим человеку свойством, а приданным извне. Такое разное понимание обожения, то есть святости человека, зримо показывается нам в иконах. Так в православной иконе мы видим неотъемлемый от головы сияющий нимб, символизирующий внутреннее свечение, присущее каждому человеку, но явленное при определенных условиях. В католической иконе нимб изображается в виде приданного светящегося обруча или диска вокруг головы, и свидетельствует о своеобразной награде, данной за благочестивую жизнь.