Адом назвал Навальный «презумпцию добросовестности чиновников»
Адвокат и блогер Алексей Навальный рассказал о поправках «Роспила», попавших в законопроект № 68702-6 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
1. Убрали положение, согласно которому только лица, подавшие заявку, могли направить жалобу в органы контроля. Эта норма ужасно нравилась чиновникам. На практике она означала практически полное сворачивание любого общественного контроля и общественных антикоррупционных кампаний.
2. Была поддержана наша идея о предоставлении общественным объединениям права обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Это большой прорыв. Раньше можно было только в ФАС жалобы писать, теперь можно и в суд пойти.
3. По крупным контрактам генподрядчики будут обязаны предоставлять сведения о привлеченных субподрядчиках, если на субподряд было отдано более 10% от заказа.
Это наша идея, которая была поддержана и нам она видится очень важной.
4. По крупным контрактам подрядчики (исполнители) будут обязаны раскрывать своих владельцев и руководство. Тоже наша идея и по ней были огромные споры. Понятно почему: чиновники дают своим фирмам "выиграть" конкурсы, а их жёны и дети, владеющие этими фирмами, прячутся за оффшорами. Теперь конечных бенефициаров надо раскрывать.
Мы требовали, чтобы эти данные были в свободном доступе, но тут уж чиновничество упёрлось рогом (понимают, как это по ним ударит) и согласилось только на норму, что такая информация предоставляется заказчику. Ну хоть так.
5. Увеличен срок проведения электронного аукциона: 7 дней было общим сроком, теперь 7 дней только для закупок дешевле 3 млн., общий срок – 15 дней. Это позволит увеличить конкуренцию на торгах и облегчить обжалование незаконных процедур закупок.
6. Учтены положения о конфликте интересов: если должностные лица заказчика являются близкими родственниками владельцев или руководителями поставщика (исполнителя), контракт может быть признан судом недействительным.
Мы ещё предлагали обязательную публичную декларацию конфликта интересов, если он есть, но это, к сожалению, не прошло.
Резюмирую: закон о ФКС вышел кривенький и косенький, с заранее заложенной возможностью двойного трактования и противоречивой судебной практики, но общими усилиями его все-таки удалось увести от изначального ада с "презумпцией добросовестности чиновников" и прочего такого».