Власти РФ признают, что реформа госзакупок затянулась
Российский премьер-министр Владимир Путин подверг критике действующую в стране систему государственных закупок и призвал к серьезной реформе в этой области. В качестве промежуточной меры Путин высказался за принятие нового закона о федеральной контрактной системе (ФКС).
Этот закон, предлагаемый минэкономразвития, критикуют как в экспертной среде, так и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Эксперты опасаются, что в результате этих реформ контролировать сферу госзакупок станет для общественности еще труднее, чем сейчас.
"Надо признать, что действующий механизм формирования и исполнения госконтрактов, безусловно, несовершенен, в нем есть целый ряд пробелов и недостатков", - заявил Путин на совещании по вопросу о формировании федеральной контрактной системы.
По словам Путина, действующий порядок создает почву для коррупции, приводит к необоснованным увеличениям сроков исполнения заказа и многократному завышению цен в погоне за освоением бюджетов.
Как сообщали ранее российские СМИ, к 29 сентября минэкономразвития и минфин должны были представить в правительство доработанный вместе с ФАС, минюстом и Счетной палатой вариант законопроекта о Федеральной контрактной системе. Это система призвана целиком или частично заменить действующую сейчас систему госзакупок.
В российских ведомствах по-разному представляют то, как должна выглядеть эта система, и, насколько можно судить по выступлению Путина, согласовать их позиции пока не удается.
Тем не менее, в качестве промежуточной меры по итогам совещания было принято решение в пользу нового закона, сообщил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.
Контракты или закупки?
Эксперты и чиновники Минэкономразвития указывали на то, что действующий Нажать 94-й федеральный закон о госзакупках устарел и
требует объявлять конкурсы на поставки даже канцелярских принадлежностей. Они предлагают заменить закон о госзакупках на совершенно новую федеральную контрактную систему.
В свою очередь ФАС предупреждала, что отмена требований закона может привести к росту коррупции и уменьшению степени прозрачности сделок. Антимонопольное ведомство предлагает совершенствовать уже действующий закон
На совещании по вопросу о формировании федеральной контрактной системы Путин напомнил, что работа на данном направлении ведется давно и уже "даже немножко затянулась". При этом он подчеркнул, что ошибок здесь допускать уже нельзя.
Ранее президент Дмитрий Медведев поручил внести в Кремль уже согласованный проект к 1 ноября.
ФКС была разработана в минэкономразвития весной. Она должна объединить планирование закупок, их проведение и контроль результатов.
Действующий закон о госзакупках (94-ФЗ) регулирует лишь вопросы проведения закупок.
Руководитель информационно-аналитической службы общественной организации "Информация для всех" Евгений Альтовский полагает, что независимо от того, будет ли принят закон об ФКС или внесены дополнения в 94-ФЗ в том виде, в каком это предлагается сейчас, ситуации с коррупцией это, как минимум, не улучшит.
Можно купить хоть слона
Оба варианта не дают определения понятию "государственная потребность" - то есть, для чего совершается та или иная закупка, обращает внимание эксперт. В документах не содержится положений, которые препятствовали бы чиновникам во время закупок реализовывать свои любые фантазии.
"Нажать Закупка позолоченных кроватей, шикарных
автомобилей и прочее - это проблема, в первую очередь формулировок, - указывает Альтовский. - Подобная закупка абсолютно законна, и если торги отменяются после шума в прессе и блогах, то это лишь проявление "доброй воли" заказчика, который испугался общественного резонанса и излишнего внимания к себе. А с точки зрения закона, любой госзаказчик может купить все что угодно: захочет купить индийского слона - и купит, поскольку это совершенно законно".
Второй существенный вопрос, который обходят вниманием авторы законопроектов, это, по-мнению эксперта, соответствие размеров госзакупки потребностям заказчика: "Понятно, что для президента "волга" не подойдет, ему нужен бронированный автомобиль Нажать
определенного класса. С другой стороны, нельзя допускать случаев, когда шикарный лимузин покупает себе за счет налогоплательщиков, скажем, директор детского дома".
Кроме того, по наблюдениям Альтовского, принципиально важным является отсутствие в обоих вариантах законопроекта реальных механизмов общественного контроля - не только за размещением заказа, но и за результатами торгов.
"Нынешний бардак покажется цветочками"
Эксперты проекта РосПил, созданного юристом Алексеем Навальным и посвященного Нажать борьбе с чиновниками, которые
используют систему госзакупок для личного обогащения, заявляют, что если проект антимонопольной службы по улучшению действующего закона заслуживает критики, то предложения МЭР по созданию ФКС не годятся совсем.
В своих замечаниях на проект ФКС юристы "Роспила" говорят о том, что законопроект существенно расширяет перечень способов размещения заказа, что приведет к значительному ограничению конкуренции, о возможностях необоснованного ограничения количества участников процедур закупок, о значительном количестве пробелов в законопроекте и даже о противоречиях его действующему законодательству.
В случае принятия закона о ФКС в его нынешнем виде представители общественности будут лишены возможности обжаловать результаты торгов, предупреждают эксперты.
"ФКС совершенно неприемлема и вряд ли может быть улучшена путём поправок. Принятие ФКС приведет к бардаку и коррупции, по сравнению с которыми нынешний бардак и коррупция покажутся цветочками", - предупреждает Алексей Навальный.
По его словам, ФКС почти не содержит четких регламентов и процедур, а встречающаяся повсюду в тексте пресловутая "презумпция добросовестности чиновника" дает раздолье людям в кабинетах.
На закупки товаров и услуг для нужд государственных органов из бюджета ежегодно выделяется порядка 5 трлн рублей.
Реформировать систему госзакупок президент РФ Дмитрий Медведев поручил еще в ноябре 2010 года.
В послании Федеральному собранию Медведев заявил, что на госзакупках в неизвестном направлении ежегодно "утекает" не менее 1 трлн рублей.
Михаил Денисов
bbc.co.uk