Крымск: три месяца спустя
Побродил по Крымску, пообщался с местными жителями. Мне было интересно, как идет восстановление города и получили ли люди обещанную помощь.
С уверенностью могу заявить, что как только СМИ утратили интерес к произошедшей 7 июля трагедии, власти Кубани потеряли интерес к жителям Крымска. Люди до сих пор живут в подвалах и гаражах, не могут получить компенсации и жилье.
Заявления об ударных темпах восстановления Крымска – всего лишь слова. Город встретил горами строительного мусора (то, что осталось от разрушенных домов), грязью и отсутствием активных строительных работ. В нижней части города каждого второго дома нет – пустыри, от домов не осталось ничего.
А где-то еще и не вывезено то, что осталось от домов.
Разговариваю с первой встречной девушкой. Зовут Оксана. Живет с семьей в гараже. "Почему?" — спрашиваю. Оказывается, БТИ работает по очень примитивной схеме. Если от дома не осталось ничего — полагается квартира. А если хотя бы стены остались — только капитальный ремонт. "У нас был саманный дом, обложенный одним слоем кирпича. В выдаче нового жилья нам отказали. Но наш дом не восстановить: "поплыл" фундамент, по стенам пошли трещины, там постоянно что-то сыпется — с потолка просто огромные куски падают, которые просто могут убить. Жить здесь нельзя — дом нужно сносить, — рассказывает Оксана. — И что вы будете делать? — Представляете, нам перевели деньги на капремонт. Но воспользоваться мы ими не успели — их забрали обратно для какого-то перерасчета. Мы обратились в суд. Иск подали еще в августе, а сейчас октябрь и до сих пор даже не назначено заседание! И таких, как мы — тысячи!".
Позже, пообщавшись с другими жителями Крымска, я убедился в правдивости слов Оксаны — жители города не вылазят из судов. Кто-то не получил обещанной компенсации, кто-то не может получить обещанное жилье, кто-то требует увеличение суммы на капитальный ремонт. Как правило, местные заказывают за свой счет независимую экспертизу, которая всегда указывает на то, что сумма, рассчитанная БТИ, существенно занижена. После этого жители обращаются в суд. И тут начинается самое интересное.
Разговаривал с человеком, который подал иск еще летом. Сейчас октябрь — ни ответа, ни привета. Пошел узнавать. А ему в суде заявляют: "А вы к нам не обращались! Вот, смотрите, вас в базе нет! — Как так? И что теперь делать? — Как что? Собирайте все документы заново и приходите".
Таких историй я услышал массу. Еще не редкость ситуации, когда истцов не приглашают в суд и даже не уведомляют их о проведении судебного заседания. На вопросы разгневанных крымчан, почему так происходит, в суде отвечают одно и то же: "А что вы хотели? Вас ПЯТЬ ТЫСЯЧ человек иски подали! Всех не отследить!".
Оксана рассказала о своей соседке, у которой наводнение полностью уничтожило дом. Власти решили выделить ей квартиру и даже показали новое жилье. "Все, через неделю получите документы, ключи и справите новоселье". Через неделю никто не позвонил. Через две тоже. Женщина пошла разбираться. В администрации ей радостно заявляют: "Вы знаете, мы подняли старые документы и выяснили, что дом-то у вас еще до наводнения был аварийный! Вам ничего не полагается!". — Ну как же так? Даже если он и был старенький, но он БЫЛ и я могла там жить, есть и спать. А сейчас я перебиваюсь по знакомым!
На многих полуразрушенных домах Крымска нарисована красная буква "К". Нам объяснили, что это значит "Капитальный ремонт". Как правило, в таких домах никто не живет и не восстанавливает — их, конечно же, нужно сносить и для жилья они не пригодны.
Приезжаем в Городской дворец культуры. Здесь до сих пор живут люди! Уже четвертый месяц! До недавнего времени было 400 человек, сейчас осталось 80. У входа стоят два пожилых мужчины. Оба также судятся. Одному не выплатили компенсацию за машину и не пересчитали сумму на капремонт (иск подал в августе).
Второй не может получить обещанную квартиру.
"Я проснулся ночью, воды в доме уже было по грудь и она стремительно прибывала. Через дверь уже не выйти, через окно тоже. Залез на подоконник и локтем выбил форточку. А у меня жена — 75 лет, инвалид второй группы, неходячая. Я ее подтащил к подоконнику, сам выплыл наружу, а она не может… Слава Богу, рядом проплывал стул. Она поставила его на подоконник и я ее вытащил. Потом до 11 утра ждали помощи. Нет, нас спасли не МЧСники — их мы не видели. Нас забрал сын. С того момента живем здесь — на двухярусных кроватях. Хорошо, у кого родственники есть — люди по ним разъехались. А у наших родственников домов не осталось — поэтому живем здесь", — рассказывает один из мужчин.
"Как условия?" — спрашиваю.
"Ничего, справляемся. Одно неудобно — здесь негде помыться. Раз в неделю просимся к знакомым. Но вшей не завели (смеется). Я же до войны родился — многое пережил. И сейчас справимся".
Часть пострадавших получили квартиры в комплексе "Озерки" рядом со старым кладбищем. Но большинство жилью не получили — его просто нет. Жителям пообещали квартиры в строящемся комплексе из нескольких девятиэтажек с символичным названием "Надежда". Но пока что там не сдан ни один дом.
Так и живут, с надеждой на "Надежду".
Недавно жители Крымска пикетировали местную администрацию. Дело в том, что 150 пострадавших были размещены в местной гостинице "Гигант". По прошествии двух месяцев, владелец гостиницы сообщил, что власти не оплатили ни дня проживания пострадавших (предполагалось, что они будут жить за госсчет и администрации города были выделены на это деньги). Сейчас известно о пяти уголовных делах по факту хищения средств.
Вот и получается, что воровства на Олимпиаде недостаточно и российский чиновник не прочь обогатиться за счет людей, чудом спасшихся во время наводнения. Наводнения, огромного количества жертв которого можно было бы избежать, если бы этот вороватый чиновник работал.
Жителям Крымска нужна помощь. Им негде жить. Они устали от бюрократии и безразличия чиновников. "Ребят, вы уж расскажите там о нас. Может, помогут нам, а?" — спрашивают они.
Егор Бычков
http://egor-bychkov.livejournal.com/175519.html