Кубанское казачество получило мандат на безнаказанность
И.о. судьи Близнюк приговорил политического активиста, защитившего журналистов от казака, к году колонии-поселения
В пятницу, 14 мая, исполняющий обязанности мирового судьи участка № 96 Лазаревского района Сочи Михаил Близнюк вынес беспрецедентный приговор – впервые после создания казачьих дружин в Краснодарском крае житель региона получил реальный срок за то, что поставил распоясавшегося казака-дружинника на место. Так на деле реализуются слова губернатора Александра Ткачева, заявившего полиции – «то, что нельзя вам, казакам можно».
Год колонии-поселения получил секретарь краевого отделения «Коммунистов России», известный в крае политический блогер Михаил Абрамян. Служитель Фемиды, отказавшийся просмотреть видеозапись с инцидентом и принять к сведению показания журналистов, которых коммунист защитил от напавшего казака, на основании показаний подчиненных зачинщика конфликта - атамана Лазаревского хуторского казачьего общества Владимира Демьяненко счел Абрамяна виновным в нанесении побоев (п. «а» ч.2. ст. 116 УК РФ). При этом участвовавший в процессе прокурор требовал переквалифицировать действия обвиняемого на пункт «б» той же статьи – побои из «ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы», но судья с ним не согласился.
Не боясь ни ФСБ, ни оппозиции
Михаил Абрамян – в прошлом член КПРФ, ныне лидер местных «Коммунистов России» - пожалуй, самый эпатажный оппозиционный политик Краснодарского края. В ЖЖ он не стесняется использовать крепкое словцо в отношении недругов, среди которых губернатор Ткачев, его заместитель Галина Золина, начальник управления ФСБ генерал Михаил Власенко, руководство КПРФ и «Яблока». Кроме того, он активно участвует в избирательных кампаниях и, как утверждают представители других оппозиционных партий, работает на «слив» электората зюгановцев.
Медийность Абрамяну принесли пресс-релизы со скандальными предложениями, щедро рассылаемые им в СМИ: кубанские «Коммунисты России» то выдвигают ультиматум Жерару Депардье, требуя от него сдать экзамен по трудам Ленина, то повесят табличку с именем Сталина на фасад краевой администрации, организуют сбор средств на выкуп «Красного Ленина» у еще живого Бориса Березовского, требуют у патриарха Кирилла канонизировать комсомолку Зою Космодемьянскую… Конечно, никто из известных персон на эти громкие заявления не реагирует, но на вытоптанном информационном поле журналистам достаточно одного лишь упоминания медийного человека. В регионе уже несколько лет нет реальной общественно-политической жизни, которую в новостных сюжетах и публичном пространстве заменяют такие неоднозначные, на грани фола, инициативы.
В январе этого года Абрамян организовал митинг в сочинском поселке Лоо, на котором жители выразили недоверие начальнику местного пункта полиции полковнику Владимиру Мельникову и подняли проблему работающей «закрытой» свалки в поселке. По программе «Ноль отходов» в олимпийской столице не должно быть полигонов для мусора. Один из них, в Адлере, показательно закрыли и рекультивировали, а вот свалка в Лоо, несмотря на заверения местных чиновников, активно работает – чаще всего под покровом ночи сюда съезжаются десятки самосвалов с бытовыми отходами. Это притом, что краевые власти выделили сотни миллионов рублей на вывоз сочинского мусора в Белореченский район. Куда уходят деньги, и кто покрывает экологический беспредел – расследованием этих вопросов и занимался Михаил Абрамян.
Кто здесь старший?
Когда на площадку митинга прибыли журналисты телепрограммы «Советская Кубань», «Новой газеты», «ФедералПресс», они увидели, что вся территория заставлена автомобилями – пришедшим на акцию сотням сочинцев просто негде было развернуться. Поэтому журналисты обратились к представителям администрации, чтобы взять комментарий по неподготовленности площадки. На вопрос «кто здесь старший от администрации?» вызвался стоявший в 20 метрах от них атаман Демьяненко, жевавший палку колбасы и буханку хлеба. Видимо, это уже была закуска – от видного представителя Кубанского войска, как заявили потом представители СМИ, пахло алкоголем.
Когда журналисты подошли к нему, казак стал материться, требуя прекратить съемку, схватился рукой за объектив профессионального фотоаппарата и попытался отобрать у главного редактора «Советской Кубани» Вячеслава Потапова видеокамеру. На помощь атаману пришел сотрудник пресс-службы администрации Владимир Киселев, который также тянул видеокамеру вниз. В ходе нападения на журналистов с микрофона видеокамеры исчезла ветрозащита, которая вполне могла оказаться в кармане казачьего атамана.
На помощь журналистам пришел организатор митинга Михаил Абрамян, отвечавший за безопасность и законность публичного мероприятия. Он стал между представителями СМИ и казаком, который еще несколько раз набрасывался, пытаясь отобрать видеокамеру. Полицейские, против руководства которых и проходил митинг, не спешили защитить журналистов и прибыли на площадку через несколько минут. Это прекрасно видно на выложенном в интернете видео
В итоге атаман Демьяненко написал на коммуниста заявление о нанесении побоев. Главный редактор «Советской Кубани» пять раз обращался в полицию с заявлением о нападении казака, но каждый раз сотрудники МВД отказывали в возбуждении уголовного дела – прокуратура опротестовывала отказ, но на новое заявление полицейские вновь отвечали отказом. Не помогло даже личное обращение Потапова к прокурору Краснодарского края Геннадию Коржинеку.
Несмотря на то, что атаман Демьяненко на видео несколько раз заявлял, что оказался на площадке случайно и вообще собирался в детский дом с подарками, в суде он оказался… несшим доблестную службу на митинге дружинником.
Казачьим дружинам закон не писан
Несмотря на то, что администрация Ткачева и руководство Кубанского казачьего войска из всех сил замалчивают подобные инциденты, известно, что это далеко не единственный случай самоуправства казаков-дружинников.
13 марта реестровые казаки из Крымска напали на независимую радиостанцию «Электрон-ФМ», шеф-редактор которой Валерий Донской поднял в прямом эфире щекотливую тему: обсуждая покушение на убийство кошевого атамана Анапы бизнесмена Николая Нестеренко, журналист предложил законодательно запретить руководству казачьего войска заниматься бизнесом. Передача вызвала «праведное» возмущение у крымских казаков и 13 марта они попытались штурмом радиостудию, блокируя ее эфир. Когда Донской предложил им выступить в передаче, казаки тут же потерялись – мол, мы не готовы.
В начале апреля об избиении людьми в казачьей форме заявил краснодарец Вадим Пашев. Возвращаясь ночью домой, он был остановлен подвыпившей компанией с мужчиной в форме дружинника, потребовавшей предъявить документы. Полицейских рядом не было, а казаки не имеют право самостоятельно останавливать прохожих, поэтому мужчина отказал им, за что получил удар в лицо. Итогом встречи с казачьим патрулем стал перелом кости лица, перелом носа и сотрясение мозга, которые зафиксировали в краевой больнице.
Создается впечатление, что губернатор Ткачев дал казакам мандат на безнаказанность – они имеют право нападать на людей, блокировать работу СМИ, не неся за это никакой ответственности. Получив указание из краевой администрации, полиция закрывает глаза на противоправные дела дружинников.
Но, считают эксперты, в ближайшем будущем сам кубанский губернатор может пострадать от этого необдуманного решения. За последние годы, особенно после Кущевки и Крымска, Александр Ткачев теряет популярность у кубанцев. Прошлым летом он попытался опереться на консервативные силы региона, основав национал-патриотическое движение «За веру, Кубань и Отечество» (гибрид «Отечества» (Кондратенко) с «Народным фронтом») и создав казачьи дружины. Но казаки, в основной массе, вовсе не преданы губернатору. Их сегодня интересуют материальные блага – зарплаты из бюджета (за дежурство не несущие ответственности дружинники получают на уровне инспекторов ППС – по 25 тысяч), земельные участки, влияние на бизнес и политику. В экономических интересах районные казачьи общества вскоре будут пересекаться с районной же администрацией, поэтому конфликты неизбежны. И здесь, почувствовавшие безнаказанность казаки, смело пойдут против ткачевских чиновников.
«К моему великому сожалению, сейчас казачеством руководят, в большей ее части, не совсем порядочные люди, которые используют власть в своих целях. Казачество слушает чиновников. Чиновники расшаркиваются и заискивают. Именно с такой начинкой, должно быть, была та колбаса в руках сочинского казака: с кусочками подхалимажа, низкопоклонничеством, низкопоклонством, прислужничеством, раболепством, угодливостью. Синонимов много. Только не за горами тот день, когда этой «сервильной» колбасой подавится уже власть. А ведь мы предупреждали, что исторически вольный казак не поддается воспитанию» - считает шеф-редактор «Электрона» Валерий Донской.
Другой логический вывод из приговора Абрамяну – силовики наступают по всем фронтам. Последние месяцы коммунист активно критиковал работу кубанского ФСБ. Например, он выложил в блоге видеоролик с летчиком Литвиновым, рассказавшим как черная Toyota Land Cruiser с госномером «О 001 ОО» гоняла по краснодарскому аэропорту, чуть не врезавшись в бензозаправщик. Источники уточнили, что дорогая иномарка закреплена за руководством кубанских чекистов. Перед этим Михаил Абрамян провел одиночный пикет перед зданием ФСБ – до него на такую акцию не осмеливалась ни одна оппозиционная партия.
Поэтому нельзя исключать, что коммуниста суду просто «заказали» в небезызвестной конторе. Учитывая недавний арест директора грантовых программ Южного регионального ресурсного центра, профессора Михаила Савву, обвиненного ФСБ в мошенничестве при реализации межнационального проекта, получается, что силовики в Краснодарском крае начали масштабную кампанию по всем фронтам.
Приговор Абрамяну – дело политическое, в этом не сомневаются даже его оппоненты. «Да, Абрамян и ему подобные требуются «системщикам» из ближнего круга губернатора Ткачева, этаким филигранным интеллигентам, вершащим «выборы», оттачивающим принципы суверенной демократии в крае. Но у них нет полномочий выдавать индульгенции. Силовики, полиция и казачество, однозначно доминируют в ткачевском поместном Политбюро. И никому, ни-ко-му, не дозволено нанести публичное оскорбление представителю силового крыла власти!» - прокомментировал приговор пресс-секретарь краснодарского «Яблока» Леонид Запрудин.