«Милютинский район можно будет вычеркнуть с карты…»
Ветеран труда рассказал, как живется селянам на северо-востоке области
Милютинский район, расположенный на северо-востоке области, в 300 км от Ростова, традиционно считается сельским. В прошлом там также работало около трех десятков колхозов и совхозов и несколько перерабатывающих заводов, но буквально в одночасье все они перестали существовать. Постепенно за последние два десятилетия были уничтожены колхозы, в которых работала основная часть населения. Происходящее в сельском хозяйстве теперь вызывает праведный ужас у тех, кто когда-то посвятил ему всю свою жизнь. В обращении в редакцию «МК на Дону» об этом рассказал местный житель, ветеран труда Владимир Першин.
Где работать?
Владимир Александрович Першин — ветеран труда, награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и многими медалями за успехи в развитии сельского хозяйства, имеет звание «Лучший организатор сельского хозяйства Дона». По сей день он занимает активную жизненную позицию, борется за сохранение родного района.
На территории Милютинского района некогда было три кирпичных завода, Селивановская маслофабрика и Милютинский сырзавод. Отсюда, из Ростовской области, масло экспортировалось, в частности, в Германию, и это помнят советские военнослужащие, которые проходили службу в группе советских войск. Даже на улицах Берлина, Дрездена, Гамбурга продавали это масло и сыр, вспоминает Першин. Однако все эти предприятия в одночасье рухнули. Не осталось ни производства (а заводы перерабатывали до 100 тонн молока ежедневно), ни рабочих мест для местного населения.
Точно так же получилось с колхозами и совхозами. Те, что существовали и благополучно работали десятилетиями, разрушили, как все, напоминающее о советской власти. Чуть позднее стали появляться новые предприятия, получившие название агрохолдингов, которые на первых порах сулили селянам достойную зарплату и поддержание социальной инфраструктуры. В частности, ООО «Зернодон» и ООО «Велес», аффилированные «Фондсервисбанку». Но их работников, к сожалению, ожидала незавидная судьба. За несколько лет работы только «Зернодон» задолжал зарплату на общую сумму 3 млн рублей, люди начали голодовку, прекратили ее только после вмешательства местных властей, решивших помочь «Зернодону»… Но доверия к так называемому колхозу, конечно, это не вернуло.
К вступлению в ВТО по всей стране, и в Ростовской области тоже, по западному образцу началась программа развития фермерских хозяйств. Но то, что из себя представляют, ничего, кроме сочувствия, не вызывает. Многие разорились, а многие закредитованы настолько, что самостоятельно выжить они не смогут.
С работой в районе и по сей день ситуация печальная. Если на сельских территориях, расположенных ближе к Ростову, люди активно занимаются розничной продажей продуктов растениеводства и животноводства, то здесь это очень сложно из-за удаленности сел от крупных городов и состояния дорог: в некоторые сезоны ряд сел оказываются просто отрезанными от мира.
Селяне против ГМО
Впрочем, с приходом фермерских хозяйств возникла и другая опасность, беспокоящая местных жителей. Теперь не исключено, что у нас, на Дону, начнется массовое использование семян и кормовых добавок с генно-модифицированными организмами. Условиями ВТО, членом которой стала Россия, это разрешается. «Не согласны с тем, что мы вступили в ВТО. Наша область способна и себя прокормить, и другим помочь», — уверен Владимир Першин. В связи с этим он призывает инициировать проверку местных полей на предмет использования там ГМО и возродить селекционную работу в районе.
По его словам, и без ГМО с землей поступают просто кощунственно, и специалистам это понятно без экспертиз. Гербицидами уничтожается плодородный слой почвы, не соблюдаются севообороты, бездумно высаживается подсолнечник, после которого в землю нельзя ничего сажать в течение трех лет. Першин называет происходящее «реализацией плана «Барбаросса» по захвату земель». Особенно в этом преуспел печально известный «Зернодон». Зерно, которое он выращивает, даже куры не клюют. Во многом причиной такой бесконтрольности является отсутствием в районе агрономической службы и специалистов по защите растений. «Им плевать, что будет с этой землей в будущем», — возмущен он.
Плачевным остается и состояние сенокосов и пастбищ. О них никто не заботится. Ставку делают на озимые культуры, а теперь и на лен, то есть на то, что выгодно продавать, а про ячмень, кукурузу и различные травы, пригодные для скота, забывают. И результат тому — практически полное уничтожение животноводства в районе. В результате этого — отсутствие кормовой базы и уничтожение животноводства в районе.
Сохранить хотя бы технику…
С расформированием предприятий, колхозов и совхозов начался вывоз, а подчас и уничтожение совершенно работоспособной техники, которая еще годами служила бы на благо района и области, рассказывает ветеран труда. В чермет шли даже совершенно новые станки с заводов. Владимир Александрович сам вспоминает случай, как Петр Лебединский, глава крестьянско-фермерского хозяйства, стал свидетелем того, как резали на части станки, которые не проходили в дверь. Но на свое возмущение получил ответ: «Иди, мужик, своей дорогой». Лучшая в области милютинская «Сельхозтехника» и ее селивановский филиал превращены в руины.
Селяне надеялись на восстановление прежней системы, хотя бы отчасти, с приходом к власти Алексея Тынянова, представителя КПРФ. Он победил на выборах с преимуществом в две тысячи голосов, что в 14-тысячном районе означает неплохое преимущество. Выборы прошли честно, говорит Першин как наблюдатель на той кампании. Но Алексей Дмитриевич, к сожалению для селян, проявил малодушие и не смог сохранить коллективные сельхозпредприятия.
Владимир Александрович надеется, что на встрече губернатора с членами общественных советов органов исполнительной власти, которая состоится 13 мая, проблемы Милютинского района будут озвучены. Большие надежды ветеран труда возлагает на нового министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константина Рачаловского. Прежнее руководство не сумело оздоровить ни одно крупное коллективное хозяйство области. Колхозы разваливались, происходил передел, земля уходила от крестьян-собственников. Рейдерские захваты земель стали обычным делом. Крестьяне — собственники земель буквально с вилами в руках вынуждены отстаивать свою землю. Так, в Новодмитриевском сельском поселении крестьяне перегородили дорогу технике «Зернодона», не дав захватить свою собственность. «Если так будет продолжаться и дальше, еще два-три года, и Милютинский район можно будет вычеркнуть с карты Ростовской области», — утверждает Владимир Першин.
Источник: "МК на Дону"