Минэкономразвития Ростовской области: проекты, которые мы потеряли...

28/11/2012 - 18:03
Читать u-f.ru на

На прошедшем в сентябре этого года инвестиционном форуме в Сочи экспозицию Ростовской области украшали... детские коляски. Таким образом креативщики из министерства экономического развития Ростовской области и Агентства инвестиционного развития как бы намекали потенциальным инвесторам: мы готовы нянчиться с каждым из вас как с любимым младенцем, только придите на Дон. Надо сказать, очень актуальный и честный посыл: объем инвестиций в регионе падает уже три года подряд (со 193,7 млрд рублей в 2008 году до 152 млрд рублей в 2011-м), а инвесторы с мировыми именами (на себе почувствовав все прелести «заботы» чиновников) отодвигают сроки реализации проектов, приостанавливают их, а то и вовсе бегут из региона как черт от ладана, бросая совершенные вложения. Вот лишь самые громкие примеры этого процесса, случившиеся за последнее время.

Шоу со стеклом
Самый громкий хлопок дверью совсем недавно сделала компания AGC Flat Glass — отказалась от реализации проекта по строительству в Азове собственного производства флоат-стекла.

Справка: AGC Flat Glass – японско-бельгийская компания, была основана в 1907 году. Мировой лидер на рынке стекла и изделий из него. Развивает производство по 4 направлениям: полированное стекло, автомобильное стекло, производство дисплеев, химическое производство.
Имеет более 20 заводов по всему миру, в том числе в Европе и Азии. В России работают два предприятия, выпускающие листовое стекло — в городах Клин (Подмосковье) и Борск (Нижегородская область).

Соглашение о строительстве завода AGC в Ростовской области было подписано на инвест-форуме «Сочи-2008». Иностранцы обещали вложить в проект $230–240 млн. Мощность завода должна была составить 600 тонн стекла в сутки. Первоначально планировалось выйти на строительную площадку в 2009 году, а уже в 2011-м завершить строительство завода.
Как это часто бывает с инвест-проектами, которые «опекает» минэкономразвития, после того как чиновники протрубили о подписании соглашения и грандиозных перспективах, об этапах реализации проекта или о каких-то не совсем понятных моментах власти предпочитают жителям области особо не докладывать. Так было и с этим стекольным заводом: на три года министр экономического развития Владимир Бартеньев (на фото) как будто забыл о грандиозном проекте мирового лидера. А в августе текущего года, улыбаясь, сообщил, что AGC свернула проект.
Г-н Бартеньев вообще очень улыбчивый, оптимистично настроенный человек, который, наверное, умеет доходчиво, в приятных (для власти) выражениях, объяснить любую гадость.
Взять тот же стекольный завод и эту AGC. Сама же виновата и оказалась. Ведь прекрасно знала, что рядом, практически за углом — в Красносулинском районе, — другой мировой производитель стекла – Guardian Industries – строит точно такой же завод мощностью 900 тонн стекла в сутки. Да, – продолжал министр, улыбаясь, – мы привлекли в регион одновременно двух прямых конкурентов. Да, AGC успела еще в 2008 году арендовать 40 га земли и ежегодно платила за них по 35 млн рублей. Но в 2011 году власти стали развивать дорожную сеть в Красносулинском районе, и конкуренты AGC оказались в более выгодных условиях. В итоге, несмотря на «закопанные» в землю сотни миллионов рублей, компания решила отказаться от реализации проекта.
Если вернуться к детской теме («мы готовы нянчиться с каждым и т.д.»), то получается, минэкономразвития устроило гонки на детских колясках. При этом на старте не предупредили, что полотно дорог, по которым предстоит носиться коляскам, будет разным по качеству.

Межбанковские трения
На мысли о похожем капиталистическом соревновании наводит еще один проект. Речь о строительстве в Азовском районе завода по производству алюминиевых банок американской компании Ball Corporation. В 2011 году компания приостановила реализацию проекта.

Справка: компания Ball Corporation (США) выпускает изделия из алюминия и стали, упаковку, детали для космической и оборонной промышленности. Корпорация располагает 90 заводами по всему миру. Это второй в мире производитель алюминиевых банок для напитков. Основные потребители продукции — компании PepsiCo, The Coca-Cola Company, правительственные организации США. Проект в Ростовской области реализует Ball Packaging Europe (европейское подразделение, выручка в 2010 году составила $7,63 млрд).

Соглашение о строительстве в Азовском районе завода, который будет изготавливать 1,7 млрд банок в год, власти области подписали с американцами еще летом 2008 года. Иностранцы готовы были вложить в проект $155 млн. Планировалось, что первая очередь завода (мощностью 700 млн банок в год) будет запущена в 2011 году. Основными заказчиками должны были стать местные заводы «Балтика», Efes, Coca-Cola.

Для реализации проекта Ball приобрела участок земли и приступила к подготовке проекта. Но к началу 2011 года ей удалось лишь направить его для прохождения государственной экспертизы. Сейчас, по словам всё того же веселого министра экономического развития Ростовской области Владимира Бартеньева, реализация проекта приостановлена.
Официальная причина – у американцев возникли некие труднопреодолимые проблемы с государственной экспертизой проекта. Но знакомые с ситуацией эксперты говорят о ...конкуренции.
Как и в случае со стекольным заводом, американским производителям банок власти Ростовской области подыскали соперника. Это польская компания Can Pack. На инвестиционной карте области она появилась позже Ball. В отличие от американцев (которым власти области предложили построить завод в чистом поле, то есть без инфраструктуры, строительство которой занимает до 40 % в общем объеме реализации проекта) братские славяне в декабре 2010 года купили производственную площадку – ОАО «Ростовское энергетическое ремонтное предприятие» (поселок Донской, Новочеркасск). Здесь сохранились водопровод, канализация, рядом – источник электроэнергии (что очень важно для производства алюминиевых банок). Общая площадь участка – 6 га, там поляки обещают построить завод мощностью в 1 млрд банок в год, вложив в него 2 млрд рублей. Ввод завода в эксплуатацию намечен уже на следующий год – 2013-й.

Похоже, устраивать гонки капиталистов становится привычным делом для чиновников, чья обязанность — создавать привлекательные условия для как можно большего числа инвесторов. А там, где не удается столкнуть лбами на одном гектаре двоих конкурентов (все-таки у ворот Ростовской области как-то не наблюдается столпотворения потенциальных инвесторов), власти сами как могут стараются держать капитал в тонусе.

Земля в неволе
Как известно, для того, чтобы капитал пришел именно в эту область или край, власти региона стараются создать инвесторам благоприятные условия. К числу таких условий относятся земельные вопросы. Речь, как правило, идет об оформлении участков, которые купили инвесторы и на которых должны быть построены новые производства.
Часто инвесторы покупают участки, которые были отнесены к землям сельхозназначения. И чтобы начать строительство, их нужно перевести в разряд промышленных земель. Как скоро будет осуществлено заветное переоформление – зависит исключительно от власти (муниципальной, областной, федеральной).

В Ростовской области найдется немало случаев, когда реализация инвест-проектов (о поддержке которых власти не раз громко заявляли) затягивалась из-за непонятной ситуации с категорией земли.
В 2007 году французская компания Lafarge приобрела лицензию на разработку Кульбакинского цементного месторождения (Куйбышевский район Ростовской области) и с тех пор строит цементный завод.

Справка: группа Lafarge – мировой лидер по производству строительных материалов (цемент, бетон, нерудные материалы). Штат сотрудников компании составляет 68 000 человек в 64 странах мира. Объем продаж в 2011 году составил 15,2 млрд евро, чистая прибыль – 593 млн евро. В России компания владеет заводами в Московской и Челябинской областях, занимается разработкой двух цементных месторождений, строит цементный завод в Калужской области.

О том, что французы намерены построить в Ростовской области цементный завод, заговорили еще в конце 2006-го – начале 2007 года. Картина прояснилась после того, как Lafarge купила за сумасшедшие деньги (700 млн рублей) лицензию на разработку месторождения мергелей в Куйбышевском районе – компания заявила о намерении построить завод мощностью 2 млн тонн цемента в год. Первоначально планировалось завершить строительство в 2010–2011-м. Но из-за кризиса сроки ввода в эксплуатацию были отодвинуты на 2012 год. Год назад представители компании говорили, что реализация проекта находится в активной стадии – специалисты занимаются оптимизацией техусловий для присоединения объектов к инфраструктуре. А также заняты другим, не менее хлопотным делом – переводом земельных участков (на которых расположены завод и карьер) из земель сельхозназначения в промышленные земли. Как деликатно сообщали представители компании, процесс этот может затянуться из-за неопределенности в законодательстве. Какие именно неопределенности встали на пути проекта, представители Lafarge не уточнили. Но, видимо, это оказались серьезные затруднения – на календаре конец 2012 года, а победного релиза о пуске завода в эксплуатацию пока не было. Интересно, предупредили ли власти региона (зазвавшие на Дон французов) о том, что у них могут возникнуть такие трудности? И если да, то как обещали помочь в их преодолении?

В другом случае как минимум пассивная позиция властей привела к тому, что в Ростовскую область не пришел крупный российский инвестор. Речь о компании «Балтимор», которая в 2008 году намеревалась организовать на Дону производство овощных консервов и кетчупа.
Причем «Балтимор» на Дон не рвался. Когда владелец Багаевского консервного комбината Иван Саввиди заявил о намерении продать актив, именно власти Ростовской области стали активно надоедать питерской компании, сватая ей производственные мощности в Багаевке. И уже стороны – «Балтимор» и Саввиди – почти договорились о цене ($12–14 млн) вопроса, и даже заместитель губернатора Ростовской области Вячеслав Василенко уже успел рассказать о сделке как о совершенной, но решение вдруг уперлось в землю. В самом прямом смысле.
Дело в том, что обязательным условием прихода «Балтимора» на донскую землю была собственная база для выращивания овощей. То есть компания еще в самом начале переговоров заявила, что под собственный огород ей необходимо арендовать 2,5 тыс. га земель сельхозназначения. Но заинтересованные, вроде бы, в приходе инвестора чиновники Минсельхоза пообещали лишь аренду 300 га. Остальное нужно было выкупать у частников – владельцев паев. Но пайщики заломили за донские степи цену, которая в три раза была выше той, что платил «Балтимор» за более плодородную кубанскую землю. Рассказывая эту историю, представители «Балтимора» прозрачно намекнули, что жадность пайщиков – не с потолка свалилась: мол, не исключено, что те же чиновники решили подзаработать на богатом инвесторе, которому так нужна оказалась земля. Но питерская компания, обиженная подобным приемом, решила в итоге не тратиться – ни на землю, ни на комбинат. Сделка сорвалась.
Прошло больше года, пока завод пристроили новому инвестору за 40 млн рублей.

Объем инвестиций – один из ключевых показателей развития региона. Пока что Дон хронически проигрывает по этой позиции ближайшему соседу – Кубани – в разы: в прошлом году объем капиталовложений в экономику Краснодарского края составил 676 млрд рублей, Дон смог привлечь только 152 млрд рублей. Причем, по данным Управления Росстата по Ростовской области, падение происходит уже третий год подряд, начиная с 2009-го. Ссылки на мировой кризис (которым власти Дона привычно оправдывают большинство неудач в экономике региона) уже кажутся малоубедительными. Возможно, одна из причин снижения внимания потенциальных инвесторов – примеры, мягко говоря, прохладного отношения властей региона к капиталу, который уже пришел на Дон. Можно заставить всю площадь экспозиции на инвест-форуме колясками, разбросать соски-пустышки и даже надеть подгузники (мол, мы так будем рады вашему приходу на Дон, что... ну, сами понимаете). Но инвесторы – настоящие, серьезные, с мировыми именами и солидны капиталом – в красивые сказки, как правило, не верят. Они сравнивают обещания властей с более реальными факторами. В том числе – и с примерами реализации ранее заявленных проектов. Увы, некоторые из этих примеров, мягко говоря, не вызывают желания подражать.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ