Учительская доля: в проекте бюджета Ростовской области на 2013–2015 годы заложена мина замедленного действия ценой почти в 6 млрд рублей
Сельские учителя в Ростовской области, пожалуй, самая злостно эксплуатируемая властью категория граждан. В школе они вынуждены вольно или невольно насаждать патриотизм с его казарменным, по последним веяниям времени, душком; на избирательных участках в своих тмутараканях они служат «пушечным мясом», формирующим пресловутый административный ресурс избирательных комиссий, работающий на несменяемость власти; в это же самое время их грубо «кидают», лишив львиной доли коммунальных льгот, существующих с незапамятных лет. Парадокс? Ничуть.
Вот уже полтора года как выяснилось, что Постановление правительства РО № 534 от 29.12. 2004 (№ 232 от 15 декабря 2011 года «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг...») противоречит Решению Верховного суда РФ от 13 апреля 2011 года; что пресловутая «доля», применяемая районными управлениями соцзащиты населения для расчета усушки и утруски льгот сельским учителям, незаконна!
Не царское дело
Тем не менее, прокуроры всех уровней советуют учителям самостоятельно судиться со «всей королевской ратью», судебная ветвь власти (в зависимости от конъюнктуры и внутреннего убеждения) принимает взаимоисключающие решения, а высшая региональная исполнительная власть — молчит.
– Примерно месяц назад, еще до рассмотрения проекта бюджета, письмо за подписью председателя Заксобрания РО Виктора Дерябкина о необходимости изменения Постановления правительства РО № 232 было направлено губернатору Василию Голубеву, – говорит председатель Комитета ЗС РО по социальной политике Владимир Катальников. – Но ответа пока нет...
В России еще в царские времена зарплата учителя начальной школы в 3 раза превышала зарплату квалифицированного рабочего, а самим им предоставляли бесплатное жилье с отоплением и освещением. В 1930 году постановление ВЦИК и Совнаркома «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» гарантировало учителям, работающим в сельской местности, предоставление бесплатного жилья как минимум с двумя видами благоустройства: c отоплением и освещением. Вплоть до 1986 года множество нормативных актов расширили сферу постановления от 1930 года (пенсионеры, медработники), а в рыночной России ФЗ «Об образовании» закрепил натуральные льготы за сельским учителем: гарантированы бесплатное жилье с отоплением и освещением, первоочередное предоставление жилья.
Но на стыке веков федеральная власть оседлала тренд сокращения расходов на социальные статьи, одним из методов которого стала монетизация льгот. В числе первых на региональном уровне был губернатор Владимир Чуб, постановлением № 381 лишивший в 2001 году льгот учителей, проживающих в частном или приватизированном жилье. На следующий год надзор опротестовал данное решение, и оно было отменено, но оплата льгот возобновлена не была.
В 2003–2005 годах по области прокатилась волна массовых обращений в суд сельских учителей, медиков, ветеринаров, работников культуры. Суды удовлетворяли иски в полном объеме, администрация решения не обжаловала. Тем же, кто в суд не обращался, выплачивали мизерную компенсацию.
17 января 2005 года был принят закон РО № 274-ЗС, которым годовые льготы сельских учителей сокращены до абсурдных величин: 54 куб. м газа на отопление, что равно отоплению 4,12 кв. м жилья (меньше площади могилы), и 38,2 кВт час электроэнергии – это вместо бесплатного жилья, которое ранее освобождало учителей от несения бремени по его содержанию и оплате коммунальных услуг.
После опротестования учителями в суде указанных норм исполнительная власть была вынуждена в 2006 году внести в закон существенные изменения. Предполагалось, что с 1 января 2007 года сельским учителям бюджет будет оплачивать меры социальной поддержки в размере 100 %. Но не тут-то было...
Была придумана лазейка в виде так называемой ДОЛИ. Районные управления соцзащиты населения (УСЗН) стали оплачивать сельским учителям 100 % расходов за газ и электроэнергию лишь на их долю от количества членов семьи. Если в семье учителя муж и трое детей, то льгота составляет 20 % от положенной!
Инвалиды образования
В условиях, когда все ветви власти либо самоустранились, либо препятствуют восстановлению справедливости, на первый план должен выходить выразитель воли работников — профсоюз. Однако областной профсоюз работников образования демонстрирует некомпетентную позицию по нашему вопросу.
– Насколько я понимаю, федерация делегировала решение данного вопроса на региональный уровень. Может быть, это не совсем верно, но регион так решил, что льгота педагогу не распространяется на всех членов семьи. Ну представьте: а разве льгота инвалида распространяется на всех членов семьи? Хочу сказать, что по данному вопросу – очень мало категоричных заявлений, – прокомментировал проблему председатель областного профсоюза работников образования Игорь Лалетин.
Начнем с того, что сравнивать граждан с ограниченными возможностями здоровья и учителей – это значит принципиально не разбираться в категориях. Еще дедушка Маркс говорил: «Любое сравнение хромает». Озвученное сравнение хромает на обе ноги и выдает в господине Лалетине не выразителя мнения рядового педагогического состава, а чиновника. А тот факт, что районные профсоюзные лидеры не «заявляют категорично» по данному вопросу, скорее всего, означает, что учительский профсоюз заражен бациллой соглашательства, если не сказать мертв.
Например, в Воронежской области именно бойкие районные профсоюзные лидеры, в речах иногда чинов не разбиравшие, заставили не только своего председателя, но и все ветви власти отступить под напором учительского гнева. Там рассматриваемый нами вопрос — решен в пользу педагогов.
К тому же камень преткновения у нас не региональные/федеральные полномочия, а явное противоречие пресловутой ДОЛИ, по которой обсчитывают учителей, решению Верховного суда РФ! И это беззаконие длится уже полтора года...
Цена вопроса
Широкая проблема «необходимости обсчета сельских учителей» досталась Василию Голубеву от предшественника. Но за два года в его команде почему-то не нашлось специалиста, сумевшего бы понять, что рано или поздно противоречие регионального законодательства решению Верховного суда РФ вылезет наружу с громким неприятным звуком. Да, судебная власть и надзор (сугубо в рамках своих полномочий) как могут «замыливают» данный вопрос, но сколько веревочке ни виться...
Два года назад цена вопроса предоставления коммунальных льгот сельским учителям составляла сумму приблизительно в 700 млн руб. Сейчас эта цифра, по мнению некоторых специалистов, выросла до 2 млрд рублей. В год.
В ближайшие три года гнойник «обсчета учителей» вскроется, обдав неприятным запахом все ветви региональной власти, а особенно — исполнительную. А образовательно-финансовое лобби в Правительстве РО своим неучетом будущих рисков по данному вопросу, старательно подкладывающее эту мину замедленного действия губернатору Василию Голубеву, видимо, просто считает, что избежит ответственности. Как это уже было (будет?) не раз.