Оценка условий труда
Специальная оценка условия труда (в дальнейшем СОУТ) это новая обязанность всех предприятий и офисов. Однако далеко не все руководители и предприниматели торопятся проявлять сознательность и выполнять требования, обусловленные Федеральным законом от 28.12.2013 года. Именно этот закон создан для регулирования специальной оценки условий труда, наказаний за неисполнение в виде штрафов и санкций, а так же включает в себя требования к организациям-экспертам по СОУТ.
Данное новшество по задумке депутатов должно сменить ранее обязательную процедуру - аттестацию рабочих мест. В теории СОУТ должен снизить процент травматизма среди рабочих и в целом сократить количество несчастных случаев на производстве.
Что такое СОУТ
СОУТ – это задокументированный свод поступательных мероприятий по обнаружению вредных и (или) опасных факторов производства, а так же об оценке опасности, которую они представляют для конкретного работника. После проведения оценки комиссия составляет классы и подклассы, на которые подразделяют условия труда.
Рабочие места, которые подлежат специальной оценке
Аттестации подлежат рабочие места, в которых используются следующие факторы: транспорт, механизмы, ручные инструменты, различное оборудование, аппараты и другие источники опасности. Рабочие места в офисе так же попадают в эту категорию.
Какие предприятия и организации обязаны следовать СОУТ
Спецоценку условия труда с этого года обязаны проводить все работодатели, в том числе и ИП. Единственное исключение, предусмотренное законом – это предприниматели, работающие исключительно с наемными рабочими. Так же освобождены от проверки СОУТ сотрудники, работающие удаленно или на дому.
Организации, проводящие специальную оценку условий труда
СОУТ проводится комиссией от предприятия и сторонней организацией. В комиссию предприятия приглашаются представители профсоюза, руководства и специалист по охране труда (если есть).
Сторонняя организация – это уполномоченное юридическое лицо, отвечающее определенным требованиям:
- наличие в штате как минимум пяти экспертов, среди них обязан быть врач по гигиене труда и (или) врач по лабораторным санитарно-гигиеническим исследованиям;
- наличие у организации спецлаборатории, способной определять вредоносность факторов производственной среды;
- уставные документы организации соответствуют разрешению на деятельность по оценке СОУТ.
Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции
За несоответствие требованиям СОУТ или за отказ проводить проверку, работодатели будут наказаны материально и административно. Должностные лица получат штраф на 5-10 тысяч рублей, а юр. лица – 50-60 тысяч рублей. Это минимальная планка штрафов, в сумме материальное наказание может стать куда более существенным, а в новой редакции закона ожидается очередное увеличение санкций. Помимо штрафов предприятие может быть закрыто на три месяца. Не исключена и уголовная ответственность для работодателя – в случае, если работник получит тяжелую травму или произойдет смертельный случай. В некоторых случаях работодатели будут обязаны уплачивать повышенные страховые платежи в ПФР.
Многие работодатели опасаются закона по СОУТ, однако не все так страшно:
- Закон идет навстречу работодателям – аттестацию рабочего места разрешено проводить раз в 5 лет. Внеочередные проверки разрешены и могут проходить по требованию уполномоченных инспекторов или руководства компании.
- На предприятии снизится нервная напряженность и улучшиться эмоциональная атмосфера.
- Закон призван защищать не только права работников, снижение факторов опасности на предприятии сказывается благотворно на коллективе и процессе труда.
- Руководство может быть увереннее в будущем, зная, что процесс производства налажен и одобрен спецкомиссией, а значит, особых трудностей с оборудованием или появлением различных неполадок не предвидится
Да, проведение комиссии – это дело не дешевое, но оно того стоит. По итогам проведения СОУТ составляется специальный отчет, подписанный обеими сторонами. И на 5 лет работодатель может быть спокойным и уверенным в соблюдении законодательства и безопасности своих сотрудников.