История успеха Hennessy
В наше время помимо литературы, кинематографа, музеев и картинных галерей осталось не так уж много свидетельств существования королей. Но есть вещи, которые и сегодня могут поставить их обладателя в один ряд с высокородными дворянами. Это коньяк hennessy, принадлежащий одной из немногих семейных компаний, которой на протяжении 250 лет управляют потомки ее основателя.
По словам Мориса Ришара Хеннесси, представителя восьмого поколения коньячных королей, и сегодня коньяк Hennessy производится классическим старинным способом — с 1765 г. в нем мало что поменялось. Как и двести лет назад, коньяк Hennessy подают к столу королевским особам. Как и двести лет назад, алхимией этого напитка занимается человек с фамилией Фийю. И до сих пор Hennessy остается дорогим коньяком для избранных.
Как все начиналось
В 1745 г. капитан ирландского батальона армии Людовика XV Ричард Хеннесси после полученного ранения и выписки из госпиталя решил поселиться в тихом французском городке под названием Коньяк. Как всякий ирландец, Хеннесси знал толк в крепких напитках.
В 1765 г. в Коньяке (уже тогда славившемся своим чудо-бренди) он решил основать коньячное производство. Именно это предприятие впоследствии вырастет в крупнейшую корпорацию, производящую известный коньяк Hennessy.
Эксперименты по смешиванию виноградных спиртов и их дистилляции проводились в то время на нескольких французских заводах. Именно приход на предприятие Ричарда Хеннесси француза по имени Жан Фийю, который смешивал и дегустировал исходный продукт (он был мастером ассамбляжа), во многом способствовал удаче коньяка Hennessy.
Кстати, в подвалах «Хеннесси» до сих пор хранятся спирты 1800 г. Их смешивают с другими, более поздними спиртами, чтобы получить наиболее интересный вкус и аромат. В итоге получаются такие, например, шедевры, как Richard и Paradis.
Напиток был высоко оценен при дворе Людовика XVI, а после — аристократией Франции и Англии. Позже популярности Hennessy прибавил и король Англии Георг IV, ставший его поклонником. Надо ли говорить, что коньяк стал пить весь двор. Исключительная популярность этого напитка в высоких кругах позволила наладить широкую торговую сеть и поставки в Великобританию и США, а затем и по всему миру.
Шествие по миру
В 1813 г. была официально зарегистрирована компания Jas Hennessy & Co, во главе которой к тому времени стоял сын Ричарда Джеймс Хеннесси (Jas Hennessy). Спустя четыре года на свет появляется первый Hennessy V.S.O.P (Very Superior Old Pale) –любимый напиток будущего английского короля Георга IV.
Уже в 1818 году коньяк появляется в России, но лишь через 10 лет открывается официальное представительство компании в Санкт-Петербурге. К этому времени Hennessy поставляется уже, помимо Нового и Старого Света, в Австралию и Азию.
В начале XIX века в Европе бушевали Наполеоновские войны. Мировая торговля пришла в уныние, и многие производители коньяка разорились, однако коньячный дом Hennessy вышел сухим из воды.
Его владелец незадолго до своей смерти сделал поистине гениальный шаг, перенеся представительство компании в нейтральную Бельгию. Это и спасло его детище от разорения. На руку Хеннесси оказалась и чума 1832 г. — врачи рекомендовали его коньяк как средство профилактики от этой смертельной болезни. В 1840 г., после открытия представительства в Лондоне, 90% напитка производится на экспорт.
Революция в мире коньяка
Ровно через сто лет после основания, в 1865 г. коньячный дом Hennessy первым среди производителей алкоголя начал продавать свою продукцию не в бочках, а в бутылках. Связано это было с тем, что повсеместно под торговой маркой Hennessy продавались поддельные коньяки по низкой цене. Бутылки же настолько изыскано украшались, что подделать их на то время было практически невозможно.
В том же 1865 г. Морис Хеннесси (представитель шестого поколения семьи) вводит «звездную» дифференциацию коньяков, которой с тех пор пользуются все производители напитка. На протяжении XIX века разливается коньяк с тремя звездочками (позже на этикетке появится пометка V.S.), коньяку V.S.O.P. было присвоено четыре звездочки, в 1870 году увидит свет пятизвездный напиток (X.O. от extra old — очень старый). Позже именно эта марка станет символом светской жизни, принадлежности к «сливкам общества».
Собственные виноградники и винокурни дома Hennessy обеспечивают лишь 2% его потребности в спиртах. Поэтому закупки виноматериалов и спиртов осуществляются на эксклюзивной основе у 2600 виноградарей и 27 винокуренных предприятий. Чтобы гарантировать высочайшее качество своих напитков, дом Hennessy разработал Хартию качества, регулирующую отношения с поставщиками и внутренние процессы.
Так, мастер-винодел с помощниками ежедневно (!) дегустируют спирт-сырец и коньячные спирты во всех 40 подвалах производства (подвалы вмещают 250 тыс. бочек, что эквивалентно 126,5 млн. бутылок). Кстати, бочки дом Hennessy производит самостоятельно — до 21 тыс. таких бочек из лимузенского дуба ежегодно изготавливается на двух бондарных мастерских.
Работа на имидж
Более 100 лет назад коньячный дом Hennessy начал использовать приемы, которые сейчас называются «имиджевой рекламой». Еще в 1909 г. размещались рекламные афиши на французском, английском, испанском, китайском, японском и многих других языках. Газеты и киноэкраны пестрели рекламными картинками: знаменитые актрисы, писательницы, балерины и жены знаменитостей с бокалами Hennessy в руках.
Коньяк Hennessy стал обязательным пунктом в меню самых модных клубов, отелей и круизных судов. Эта марка уже тогда ассоциировалась с роскошью и успехом. Подобный статус она сохранила и по сей день.
Формирование имиджа лечебного напитка помогло коньячному дому безболезненно пережить времена «сухого закона» в США. Торговцы спиртным вспомнили о лечебных свойствах коньяка и развернули продажи Hennessy в американских аптеках. Естественно, исключительно «для использования в медицинских целях».
Hennessy сегодня
Вторая половина XX века оказалась переломным периодом для коньячного дома Hennessy. Покупателей, готовых выложить немалую сумму за бутылку алкоголя — хоть и эксклюзивного — становилось все меньше. Европейские аристократы уже не жили на широкую ногу, постепенно превращаясь в практичных обывателей.
Американские звезды старались выглядеть по моде — демократичными, такими же, как зрители. Продажи товаров класса люкс, причем всех категорий — парфюмерии, ювелирных украшений, изделий высокой моды — падали.
Выходом из сложившейся ситуации стало слияние дома Hennessy с Moet & Chandon — крупнейшим производителем шампанского. К чести детища Ричарда Хеннесси, это было единственное слияние за 200 лет. Позже обе компании вошли в состав Louis Vuitton Moet-Hennessy, ныне одной из крупнейших корпораций Европы.
Почти полусотня известных мировых брендов — Givenchy, Christian Lacroix, Kenzo, Guerlain, Loewe, Berluti, Celine, Moet & Chandon, Dom Perignon, Krug, Ruinart, Hennessy и другие — объединены философией корпорации, которая предполагает роскошь, подлинность, чувственность и современность.
Сейчас Hennessy является крупнейшим производителем коньяка в мире, продавая ежегодно свыше 50 млн. бутылок. Этому коньячному дому удается производить элитные напитки класса «премиум», рассчитанные на строгого ценителя, и вместе с тем оставаться лидером массового коньячного рынка.
Так, в честь 100-летия Киллиана Хеннесси управляющего коньячным домом, в 2007 г. было выпущено 100 хрустальных бутылок напитка — Beaute du Siecle стоимостью €250 тыс. каждая. Это самый дорогой коньяк в мире.