Связь-то с браком
По данным «Российской газеты», речь идет о штрафных санкциях за низкое качество связи в размере одной десятой процента от оборота.
Представитель Роскомнадзора Владимир Пиков заявил «Финансовой газете», что о точных цифрах штрафов говорить пока рано. «Оборотные штрафы будут касаться только нарушения целостности систем связи. Скорее всего, соответствующие поправки будут внесены в КоАП, но в каком это будет виде, я пока сказать не могу», — подчеркнул Пиков.
Речь идет о распоряжении правительства от 15 апреля 2013 года, где перечислены 9 нарушений целостности единой сети электросвязи РФ. Перечень широкий, от нарушений требований к проектированию сетей до невыполнения операторами требований по обеспечению защиты сетей и информации от несанкционированного доступа. За любое из этих нарушений операторов связи ждут те самые «оборотные» штрафы.
По действующим сегодня нормам Роскомнадзор имеет право лишить оператора связи лицензии в случае, если тот не выполняет постановления ведомства и не устраняет выявленные Роскомнадзором нарушения. «Это неправильно, потому что в итоге страдает абонент. Поэтому мы и предложили оборотные штрафы»,— приводит ИТАР-ТАСС слова замглавы Роскомнадзора Олега Иванова.
Как мы видим, консультация по лицензиям связи довольно таки необходимая вещь.
«Важно различать качество услуг и качество сети. Сейчас у каждого оператора свои критерии качества услуг. Качество является конкурентным преимуществом, зависящим от желания оператора вкладывать в инфраструктуру. Определение критериев качества сети является прерогативой Роскомнадзора. Качество сети уже регулируется нормативными актами, за невыполнение которых предусмотрены санкции», — поясняет представитель Tele2 Russia Константин Прокшин.
Требования к самим сетям более-менее формализованы в нормативных документах, а вот единой методики оценки качества сотовой связи нет до сих пор. Каждый оператор по-своему оценивает передачу речи, скорость мобильного интернета и считает «процент успешных соединений».
Между тем в последнее время проблема связи вышла далеко за пределы отрасли. В феврале 2013 года на низкое качество связи в Москве сетовал премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, в регионах дела обстоят значительно лучше. «Когда я приезжаю в очень отдаленные уголки нашей страны, там прекрасно как минимум работает 3G, все грузится, — подчеркнул премьер. — А у нас в Москве нормально даже связь стандарта начала 2000-х годов плохо работает. Хочу обратить внимание на это Минсвязи, сотовых операторов и правительства Москвы».
Согласно результатам исследования департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы в столице действительно наблюдаются серьезные проблемы со связью – до 15% вызовов сопровождается шумами, половина звонков не удовлетворяют качеству стандарта GSM. Доля участков низкого покрытия составляет 1% в сетях второго поколения и 9% в сетях 3G. В каждом втором случае наблюдается либо низкая скорость мобильного интернета (менее 200 Кбит/с), либо полное отсутствие сервиса.
По итогам исследования Telecom Daily, проведенного в марте, лучшие результаты по скорости передачи данных в сетях 3G продемонстрировала МТС (максимальная скорость – 40 Мбит/с ), у «Мегафона» и «Вымпелкома» (Билайн) – 19,8 и 26,9 Мбит/с соответственно. Однако средние скорости у всех операторов существенно ниже – 5, 3,2 и 2,4 Мбит/с.
Возможно, у Роскомнадзора получится навести порядок в вопросе оценки качества и самого качества связи. По словам замглавы ведомства Олега Иванова, критерии качества будут определяться на основе 15 методик, подготовленных Научно-исследовательским институтом радио. В «зачет» операторам пойдут как технические показатели, так и удовлетворенность абонентов, количество жалоб на связь и время их удовлетворения. Ожидается, что методики представят широкой публике уже этим летом.
Пока только в «Мегафоне» подтвердили, что ознакомлены с проектом методик. Представитель МТС Ирина Агаркова сказала, что показатели оператора «в целом соответствуют предлагаемым Роскомнадзором требованиям», в «Вымпелкоме» и Tele2 методик не видели, но надеются, что этот проект Роскомнадзор и Минкомсвязи обсудят с операторами.
В МТС заявляют о поддержке общеотраслевых критериев качества связи. «Переход от технического регулирования в отрасли к оценке качественных характеристик операторских сервисов будет способствовать росту конкуренции на рынке и более эффективному использованию сетевых ресурсов», — считает Ирина Агаркова.
С ней соглашается представитель Tele2 Константин Прокшин: «Мы не против создания единой для всех операторов системы оценки качества услуг связи. Если эта оценка будет производиться госорганом или по методике, утвержденной госорганом. При этом учитываться будут только измеряемые параметры, например процент успешных соединений». Все три оператора (за исключением «Вымпелкома», отказавшегося давать оценки инициативе Роскомнадзора) высказались против введения оборотных штрафов.
Представитель Минкомсвязи Мария Винник уточнила, что предложения Роскомнадзора в данный момент находятся на рассмотрении в министерстве, а не в правительстве, и от дальнейших комментариев воздержалась.