Комментарии на некоторые типичные вопросы по ООС
Стремительно развивающиеся информационные технологии вторгаются во все сферы деятельности человека. Не стал исключением и Российский финансовый рынок. С 2010 года размещение почти 70% всех государственных и муниципальных заказов осуществляется на утвержденных Правительством электронных торговых площадках.
Переход на качественно новую основу проведения аукционов имеет целый ряд положительных моментов и для заказчиков, и для исполнителей. Это будет способствовать укреплению конкурентной основы торгов благодаря быстрому доступу к информации о заказах заинтересованных лиц, что в свою очередь, позволит говорить об экономии бюджетных средств. Прозрачность электронных аукционов не вызывает сомнений. Конфиденциальный характер электронных торгов сводит практически к нулю возможность сговора недобросовестных участников, а также существенно уменьшает уровень коррупции на аукционах. Неоспоримо и такое преимущество нового вида торгов, как уменьшение командировочных расходов их участников – доступность Интернета в любой точке мира на сегодняшний день далеко не редкость.
Но, как и все новые начинания, внедрение системы электронных торгов в жизнь сопряжено с рядом сопутствующих вопросов. Техническое оснащение многих потенциальных заказчиков не соответствует предъявляемым в данном случае требованиям. Необходимость закупки новой оргтехники, предоставляющей возможность непрерывной работы с документацией, создает дополнительную статью расходов для участников торгов. Нехватка квалифицированных кадров также является одним из серьезных аспектов в налаживании функциональности системы электронных аукционов. Введение аттестации специалистов, привлеченных для работы с государственными и муниципальными заказами, может оказаться решением данной проблемы. Практическая сторона решения о переводе местных исполнителей госзаказов на федеральный уровень находится в стадии постоянного контроля и совершенствования. Максимальные трудности этого аспекта связаны, в первую очередь, с финансовыми расходами на оплату участия в электронных торгах и оформления электронной цифровой подписи. Не менее важна трезвая оценка конкурентоспособности претендентов на заключение контрактов. Существующий риск для местных производителей, которые могут оказаться менее привлекательными для заказчиков по сравнению с остальными производителями, превратится в дополнительный стимул улучшения качества предлагаемых товаров и услуг.
Невозможно представить возникновение нового вида взаимоотношений между государством и хозяйствующим субъектом без внесения дополнений и изменений в существующее законодательство. Основными документами в регулировании правового аспекта деятельности электронных торговых площадок являются Федеральный закон Российской Федерации № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также Постановление Правительства Российской Федерации, регламентирующее работу сайтов в сети Интернет, связанных с проведением открытых аукционных торгов в электронном виде. Главная задача электронных торгов, отображенная в этих документах, сводится к наиболее эффективному использованию бюджетных средств. Но на практике реализация данной задачи создает довольно много спорных ситуаций. При значительном снижении максимальной цены контракта заинтересованность исполнителя также снижается, что, в свою очередь, приводит к невыполнению как нескольких пунктов, так и всего заказа в целом. Невозможность отслеживания репутации фирмы провоцирует возможность передачи заказа на исполнение фирме-однодневке, то есть мошенникам. Хотя вопрос о дальнейшем исполнении контракта и его качестве не связан напрямую с размещением заявок на участие в торгах, ужесточение регламентации этого вопроса станет реальной поддержкой развития системы открытых электронных аукционов государственных заказов. Существует еще одна возможность для недобросовестных исполнителей формально выполнить свои обязательства по контракту, не заботясь о фактической стороне вопроса. Это замена товаров их эквивалентами. Нередко качество заменяемых товаров не сопоставимо по своим показателям. В этом случае начальная цена контракта, сформированная с учетом стоимости более дорогого оборудования, оказывается необъяснимо высокой для более дешевого эквивалента. Одним из самых острых вопросов эквивалентности товаров является вопрос о взаимозаменяемости лекарственных препаратов. Лекарственные средства, закупаемые в рамках одного и того же Международного непатентованного наименования, могут иметь существенные различия в качестве. Это, естественно, не может не беспокоить заказчиков, поэтому главной задачей действующего законодательства должно стать ориентирование на качество оплачиваемых по контракту товаров, услуг или работ, а не на формальное снижение стоимости самого контракта.
Появление новой формы проведения аукционов спровоцировало обсуждение еще одного важного вопроса, а именно: сколько же необходимо электронных торговых площадок для усовершенствования процесса размещения госзаказов? Совокупность нескольких факторов обосновала появление пяти таких площадок. Это решение было, в первую очередь, продиктовано соображениями безопасности – неполадки или сбой в работе единственной площадки для проведения электронных торгов привели бы к неизбежным ошибкам в размещении госзаказов. Из наиболее прогнозируемых недостатков существования всего лишь одной электронной площадки можно выделить отсутствие конкуренции между площадками заказчика и предпринимателя, что пагубно повлияет на качество работы площадки. С другой стороны, изобилие подобных электронных площадок приведет к потере контроля над процессом размещения госзаказов и определения победителя аукциона. Осуществление жесткого контроля работы площадок необходимо для дальнейшего развития системы электронных торгов.
Информация опубликована на сайте www.gosbook.ru - Экспертная сеть по вопросам государственного управления.