Живая вода Мёртвого Донца
За Дон, за его чистоту гниловские станичники выступали всегда. И когда здесь только появилась Донецкая крепость. И в начале XX века, когда войсковой атаман вмешался в спор между станичками и купцами-судовледельцами, бездумно углублявшими форватер.
Не так давно, в первой половине 2010-х, уже нам – нынешним станичникам, пришлось встать на защиту Мёртвого Донца. Почему местному населению регулярно приходится отстаивать природу Дона?
Грязная история
Земля наша всегда была густо заселена. Право пользования Доном хоть и приходилось отстаивать в жесткой борьбе, но дело это святое – ведь чистая река дает возможность жить нормальной человеческой жизнью. А помех этому за последнее время – предостаточно.
До начала нынешнего века Мёртвый Донец… Так и хочется сказать – систематически… регулярно заполнялся фекальными водами из станции напорной канализации, расположенной на ул. Всесоюзной (в станице Гниловской).
В июне 2002 года прорвало дюкер в створе переулка Богачёва — канализационные стоки текли всё лето. В 2004-м городские власти Ростова-на-Дону говорили нам о том, что Мёртвый Донец спасут. В СМИ писали, что такое же намерение есть и у администрации области. Но в 2006 году вновь случился сброс канализации, и по реке поплыла мёртвая рыба.
В 2009-м тогдашний губернатор области Владимир Чуб выделил 500 000 рублей на изучение ситуации. Мы, живущие в окрестностях реки, долго не могли получить результаты исследования ученых, пользовались ответами Госкомприроды РО, смысл которых сводился к тому, что улучшение экологического состояния реки Мертвый Донец – дело затратное, бесперспективное, если не сказать – вредное. Вот лишь некоторые выдержки из этих писем:
«...предварительное обследование р. Мёртвый Донец показало, что общий объём донных отложений в русле реки составляет 5,0 млн куб. м. Стоимость руслоочистительных работ при этом составляет не менее 1,5 млрд руб.
… расчистка Мёртвого Донца не повлияет на увеличение общего количества производителей, заходящих на нерест в водоёмы Нижнего Дона... В связи с этим рыбохозяйственный эффект от проведения данного мероприятия … весьма сомнительный.
Помимо того, проведение дноуглубительных работ на исследуемом участке реки может привести к нарушению режима поступления наносов и существенной трансформации русла.
… вопрос возможности улучшения экологического состояния русла р. Мёртвый Донец решено рассмотреть после наступления более благоприятной экономической обстановки, предусмотрев при разработке проекта по расчистке реки выполнение комплекса дополнительных мероприятий, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в указанной выше работе».
У жителей станицы возникли подозрения, что и ученые получили задание с заранее известным результатом. После совместного с Южным научным центром РАН семинара научно-практической конференции: «Мёртвый Донец: прошлое, настоящее, будущее» наши подозрения подтвердились. Выводы исследования во многом совпадают с ответами Госкомприроды Ростовскогй области. Но все-таки смысл их несколько иной. Учёные говорят о болезни донского рукава из-за бесконтрольного свала грунта в балки бассейна.
Балки раздора
Одно из таких мест – устье в районе балок Кульбакина и Рябинина.
В ста метрах от донецкого берега, в самом начале улицы Всесоюзной, размывается дорожная насыпь. Ливневая канализация не работает. А воды там собирается столько, что машины чуть ли не тонут. Вода идет через бордюр, и размываемая насыпь откладывается в Донце.
Это место находится на меже двух административных районов. Мы обращали внимание чиновников обеих администраций на проблему. Долгое время они не могли разобраться, в чьем же ведении находится территория. Наконец, 1 марта этого года состоялось заседание координационного Совета при губернаторе области, на котором было рекомендовано к 2013 году разработать, а к 2014-му – реализовать планы по наведению порядка в балках Кульбакина и Рябинина.
Но ситуация стала понемногу улучшаться уже сейчас. По решению администрации Ростова была установлена техника, которая занимается выемкой грунта из балки Рябинина. У нас появилась надежда на то, что районные дирекции дорожных ведомств не дадут насыпи на ул. Всесоюзной осыпаться в реку полностью.
А вот ситуация в Сухо-Чалтырской балке по-прежнему вызывает серьезные опасения. Здесь уже 15 лет собираются канализационные воды со всей Северо-Западной промзоны. В начале 90-х годов предприимчивые люди украли 300 метров канализационных труб. Несмотря на многочисленные судебные процессы, инициированные департаментом Росприроднадзора по ЮФО, ростовская администрация до сих пор никак не может найти хозяина системы канализации крупнейшей ростовской промзоны.
Дноусугубительные работы
В последнее время новая беда появилась у жителей Нижне-Железнодорожного проезда. Имя ей – искусственная коса в районе яхт-клуба «Аврал».
Жители и дирекция яхт-клуба писали обращения в различные адреса. На некоторые из них получены ответы, в которых говорится о законности и добротности этой косы. В личной беседе служащий отдела по надзору на море департамента Росприроднадзора по ЮФО пытался убедить меня в том, что поднятым со дна песком можно укрепить берег, что появилось прекрасное место для купания и что изменить ситуацию нам всё равно не удастся (потому что, приоритетом при создании этой косы выступили судоходство и его безопасность).
Говорил он и о том, что проведены исследования, согласно которым грунт, поднимаемый земснарядом, ложится на дно всего через 20 метров. Из этого якобы следует, что никакого вреда реке дноуглубительные работы не приносят.
Однако за последние три года, когда на рейде велись интенсивные работы, акватория лодочной стоянки уменьшилась на треть. Под угрозой оказалось существование одного из старейших в России яхт-клубов. Ниже по течению, в створе переулков 3-го Поселкового и Аэродромного, где ранее был чистый пологий берег, теперь появились грязь, иловой опечик. Создаётся впечатление, что сегодня природоохранные ведомства служат не природе, а являются окном выдачи оплаченных разрешений и обоснования оплаченного вреда природе.
С вопросом о законности намыва косы станичное правление обратилось в ФГУП «Росморпорт». Нам дали возможность ознакомиться с проектом дноуглубительных работ на интересующем нас участке.
Согласно этому документу, объём дноуглубительных работ на Нижне-Гниловском рейде с 2004 года составил порядка 350 тыс. куб. м. Сведений о том, как акватория бухты перешла под управление Росморпорта и куда девали выбранный грунт, в этом документе нет. Но свидетели работ всё же есть – это местные жители. По их словам, до 2009 года работы проводились ковшовыми землечерпалками, грунт отвозился ниже по течению шаландами. Но в 2009 году у правого берега начали отсыпать искусственную землю. Так и появилась искусственная коса.
Которая может еще вырасти. Потому что, согласно проекту дноуглубительных работ, только в
2013 году объём дноуглубления составит 42 700 куб. м...
Опасный мост в будущее
Занимаясь проблемой экологической безопасности Мёртвого Донца, мы нашли карты Ростова и станицы Гниловской с 1926 года, которые показывают, как менялась картина в акватории и по берегам реки вплоть до наших дней. Но и без этих карт мы знаем, что наибольшие изменения в русле реки Дон произошли в период строительства Западного объездного моста.
Первым делом при строительстве в створе моста были отсыпаны встречные мысы (с левого и правого берегов). Из-за этой отсыпки выше по течению от моста со стороны левого берега русло сузилось на 200–300 метров. А затем исчезла протока, которая была раньше на территории нынешнего Универсального порта.
Ниже моста ширина Дона ещё два года назад составляла порядка 700 метров вместо 900–1000 согласно действующей лоции. Сейчас русло реки сузилось ещё на 200–250 метров. Здесь тоже был остров, Бугорки. При подготовке строительства грузового терминала Новошахтинского НПЗ местным жителям рассказали, что протока за островом останется. На деле же строители решили сэкономить и поднятый с акватории терминала грунт свалили рядом, наглухо перекрыв протоку.
Местные жители неоднократно пытались обратить внимание властей на сложившуюся ситуацию. Даже спектакль разыграли. Никакой реакции. И лишь после публикации в городской газете состоялось совещание, … отложившее начало новых исследований ситуации с экологией Мертвого Донца еще на год.
А тем временем ситуация обостряется. Идут разговоры о строительстве низконапорной плотины в Багаевской. Азовские портовики мечтают о полнопрофильном морском канале. Ликвидирован заповедник в дельте Дона. Ерики дельты пересыпаются строителями водоводов Дугино–Таганрог и Дугино–Каратаево. Ростовская мэрия объявляет о распродаже мелким частным застройщикам земли в районе Кумженский – Ливенцовский.
Сегодня судьба Мёртвого Донца зависит от узенького прохода, соединяющего рукав от основного русла. В ближайшее время он может закрыться. При отсутствии течения из Дона устье Мёртвого Донца заилится. Рукав превратится в старицу. Если люди это смогут пережить, то биология реки изменится кардинально.
Жители Дона с этим не согласны.
Юрий ДЕГТЯРЕВ, казак, житель станицы Гниловской